
Крымов Николай Петрович (1884-1958) родился в Москве в семье художника П. А. Крымова, писавшего в манере «передвижников». Первоначальную профессиональную художественную подготовку получил у отца.
В 1904 г. поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1907 г. перевелся на живописное отделение, где занимался у Л. О. Пастернака, А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, а также в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов. Еще будучи учеником, приобрел известность в художественных кругах. Уже одна из первых его работ - "Крыши под снегом" (1906) была приобретена Третьяковской галереей по предложению В. А. Серова.
В 1907 г. участвовал в единственной выставке содружества «Голубая роза» в Москве.
В 1907–1908 Крымов совершил творческую поездку в Крым.
В 1906–1910 много работал в области журнальной графики, сотрудничал с журналами «Золотое руно», «Весы», «Аполлон».
В 1910 г. стал членом Союза русских художников, принимал участие во всех выставках Союза до 1923.
С 1910 г. занимался сценографией, оформлял представления в Петербурге и Москве — в «Доме интермедий» и литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака».
В 1911 г. экспонировал свои картины на Международной выставке в Риме.
Летом 1913 - 1915 Крымов жил и работал в подмосковном поселке Красково.
Лето с 1916 по 1918 проводил в имении В. С. Мамонтова Горки в Рязанской губернии.
В 1918 г. участвовал в организации и выпуске журнала "Путь освобождения", который ставил своей целью популяризацию искусства среди солдатских масс. Участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины при Народном комиссариате просвещения.
В 1919–1920 преподавал на факультете изобразительного искусства при Московском Пречистенском практическом институте, в 1920–1922 — во ВХУТЕМАСе, в 1920-х — в Московском полиграфическом институте.
В 1921–1922 участвовал в выставках «Мира искусства».
В 1922 г. - первая персональная выставка Крымова в Государственной Третьяковской галерее. В том же году участвовал в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине.
В 1924–1925 работы Крымова экспонировались на выставке русского искусства в Центральном дворце в Нью-Йорке, в 1925 — в АХРР, в 1925–1926 — в выставках объединения «Маковец».
Создал костюмы и декорации к постановкам «Вишневый сад» по пьесе А. П. Чехова (1922), «Горячее сердце» по А. Н. Островскому (1926), «Унтиловск» по Л. М. Леонову (1928), «Таланты и поклонники» по А. Н. Островскому (1933) во МХАТе, «Амуры в лапоточках» по пьесе П. С. Сухотина (1927) в Малом театре, «Волки и овцы» (1928), «Бесприданница» по А. Н. Островскому (1932) в театре «Комедия» (бывший театр Ф. И. Корша). Оформлял также постановки 4-й студии МХАТ и музыкальной студии К. С. Станиславского.
В 1926 г. Крымов формулирует известную теорию "общего тона" в живописи. Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагал использовать огонек свечи или спички. В сущности, Крымов попытался теоретически обобщить классическое, окончательно сложившееся в XIX в. понимание живописи.
В 1934–1939 преподавал в Московском изотехникуме памяти 1905 года.
Во время Великой Отечественной войны оставался в Москве из-за болезни. В 1942 Крымову присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1949 г. избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
В 1954 г. прошла вторая персональная выставка художника в залах Академии художеств в Москве. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1956 г. Крымов был удостоен звания «Народный художник» РСФСР.
Умер Крымов в Москве 6 мая 1958. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Крымов Николай Петрович (список работ):1. Изменения в пейзаже по тону и цвету в разное время суток. Учебный пейзаж-таблица. 1934 2. Зимний вечер. 1919 3. Рассвет. 1911 4. Летний день. 1915 5. К весне. 1907 6. Зимний день. 1906 7. Солнечный день в июне. 1947 8. Мартовский мороз. 1900-е 9. Розовая зима. 1912 10. Осенний вечер. Золотая осень. 1915 11. Натюрморт. 1938 12. Крыши под снегом. 1906 13. Улица в Тарусе. 1952 14. Ветреный день. Бык. 1908 15. Деревенский пейзаж с мостом. Около 1920. 16. Зимний вечер. 1947 17. Московский пейзаж. Радуга. 1908 18. Горный ручей. 1907 19. Зима. 1933 20. Горный ручей. 1908 21. Вечер в деревне. 1927 22. Утро. 1914 23. Сарай. 1917 24. Пейзаж. 1916 25. Летний день. 1914-1920 26. Осень. 1917 27. Пейзаж с мельницей. 1910 28. Солнечный день. 1906 29. Пейзаж с прудом. 1918 30. Весна. 31. В лесу. 1911 32. Лунная ночь. 1906 33. Солнечный день. 1938 34. Вечер. 1934 35. Вечер. 1935 36. На вербе. Вербное воскресенье на Красной площади. 1910 37. Домик в Тарусе. 1930 38. Этюд. 1917 39. Осень. 1918 40. Летний пейзаж. Парк. 1919 41. Этюд. 1918 42. После дождя. Пейзаж. 1908 43. Пейзаж. 1918 44. Летний день в Тарусе. 1939-1940 45. Пейзаж. 1950-е 46. Вечер. 1920 47. Утро. 1910-е 48. Ночь серебристая. 1907 49. Букет цветов. 1935 50. Купальщица. 1910-е 51. Утро. Таруса. 1935 52. Таруса. Сарай. 1954 53. Звенигород. 1922 54. Зимний день. 1947 55. Утро в Центральном парке культуры и отдыха им. М.Горького в Москве. 1937 56. Зима. 1910-е 57. Вечер. 1935 58. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Золотой петушок. 1932 59. Вечернее солнце. 1921 60. Серый день. 1923 61. Эскиз декорации к пьесе А.Н.Островского Не было ни гроша, да вдруг алтын. 1910 62. Утро. 1910 63. Городской пейзаж. 1910-е 64. Лунная ночь. 1910 65. Мельница в Тарусе. 66. Лунная ночь. 1910-е 67. На заре. 1910 68. На краю деревни. 1924 69. Новый трактир. 1909 70. Пахарь. 1911 71. К вечеру. 1913 72. Из окна. 1905 73. Вид на Оку. 1949 74. Горки Рязанские. 1916 75. Таруса. 1931 76. Первый снег. 1917 77. У мельницы. 1927 78. Под солнцем. 1905 79. Когда цветут липы. 1947 80. Зимка. Пейзаж с домами. 1929 81. Весна в Кашире. 1917 82. Рассвет. 1912 83. Вечер. 1918 84. Туча. 1910 85. Желтый сарай. 1909 86. Зимой в провинции2. 1933 87. После весеннего дождя. 1908 88. Пейзаж с женской фигурой в красном. 1910-е 89. Деревня летом. 1921 90. Купальщицы. 1927 91. Автопортрет. 1908 92. В парке. 1910-е 93. Саввинская слобода. 1927 94. Туча. 1909 95. Раннее утро. 1914 96. Зимний день. 1913 97. Цветы в крашеном ящике. 1948 98. Зимний пейзаж. 1919 99. Весной после дождя. 1911 100. Зимой в провинции1. 1933 101. Фруктовые сады. 1938 102. Утро2. 1910-е 103. Деревья у воды. 1920 104. Речка. 1927 105. Из лесу. 1911 106. Утро1. 1914 107. Утро. 1918 108. Утро. 1916 109. Пейзаж. 1918 110. Пейзаж. Летнее утро. 1910-е 111. Речка. 1926 112. Сарай. 1926 113. Сенокос. 1910 114. Последний луч. 1935 115. Серый день. 1935 116. После грозы. 1915 117. Сосны и скалы. 1907 118. Сосны. 1907 119. Пейзаж с церковью. 1919 120. Пейзаж. 1913 121. Полдень. 1910-е 122. Подмосковный пейзаж. 1914 123. В полдень. На дороге. 1909-1911 124. К вечеру. 1926 125. Лето. 1926 126. Лето. 1910-е 127. Летний пейзаж с избами. 1920 128. Деревенский пейзаж. 1922 129. Крыши. 1952 130. Крыши зимой. 1937 131. Под Звенигородом. 1948 132. Площадь. 1908 133. Песчаные откосы. 1907 134. Этюд. 1916 135. Перед закатом. 1917 136. Этюд. Около 1920. 137. Перед дождем. 1911 138. Уголок сада. 1921 139. Туманные дали. 1907-1908 140. Гористый берег. 1918 141. Летом на даче. 1909 142. Летняя ночь. 1905 143. Красные крыши. 1921 144. Летний вечер. 1915 145. Летний день. 1909 146. Зима. Крыши. 1934 147. Звенигород. Дом Рыбакова. Первая половина 1920-х. 148. Задворки. Вторая половина 1920-х. 149. Мельница. 1919 150. Задворки. 1924 151. Пейзаж с рекой. Около 1918. 152. Пейзаж с рекой. 1923 153. Пейзаж с рекой. 1917 154. Пейзаж с охотником. 1919 155. Пейзаж с деревьями. 1923 156. Пейзаж с грозой. 1908 157. Лунная ночь. 1905 158. Уборка сена.
|