|
 Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856, Рябово — 1933, Москва) - русский художник, теоретик искусства и историк, представитель изобразительного искусства русского модерна.
Васнецов Аполлинарий Михайлович родился в селе Рябово (Вятская губерния) 25 июля (6 августа) 1856 в семье священника. Учился живописи у старшего брата, В.М.Васнецова.
В 1870-е годы, проникшись идеями народничества, Васнецов оставил искусство, став сельским учителем, но вскоре вернулся к живописи.
В 1880-1890 годах Васнецов А.М. жил в Петербурге, помещал свои рисунки в журналах "Живописное обозрение", "Всемирная иллюстрация" и др. Затем переселился в Москву. Был членом "Товарищества передвижников" и одним из организаторов "Союза русских художников" (1903).
С 1901 по 1918 год А.М.Васнецов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководил классом пейзажной живописи после смерти И.И.Левитана.
В 1890-х и 1924 годах Васнецов посещал Крым, где написал несколько интересных работ.
Важное место в его искусстве заняли мотивы девственной природы Урала и Сибири, образы древних гор, хмурых лесов и полноводных рек - эпические образы, примыкающие к искусству северного модерна ("Тайга на Урале. Синяя гора", 1891; "Кама", 1895; "Северный край. Сибирская река", 1899).
Вошел в традицию прежде всего своими историко-архитектурными картинами, проникновенно воссоздающими облик Москвы 12-17 вв., чаще всего - Москвы последнего "допетровского" века ("Улица в Китай-городе. Начало 17 века"; "Москва конца 17 столетия: на рассвете у Воскресенских ворот", обе работы - 1900; "Книжные лавочки на Спасском мосту", 1912; "Гонцы. Ранним утром в Кремле", 1913).
Точные данные современной мастеру археологии одушевлены здесь поэтической фантазией, передающей не какие-то кусочки старинного быта, а его целостную среду. К этим вещам по духу близки и театральные работы художника (оформление "Ивана Сусанина" М.И.Глинки, 1885, и "Хованщины" М.П.Мусоргского, 1897, для Частной русской оперы С.И.Мамонтова; и др.). Был членом Московского археологического общества (с 1906) и председателем Комиссии по изучению старой Москвы (с 1918); сделал на их заседаниях немало научных докладов. Написал главу "Облик старой Москвы" для второго тома "Истории русского искусства" (1910), выходившей под редакцией И.Э.Грабаря.
В 1908 году Васнецов написал книгу "Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи", в которой стремился восстановить идеально-классические представления, полагая, что вне идеалов (или "вне тезисов искусства") "начинается область заблуждений". С этих позиций критиковал "декадентщину". Размежевание модерна и авангарда проявилось здесь так же отчетливо, как и в арт-критике А.Н.Бенуа.
После революции продолжал свой цикл "историко-археологических" пейзажей.
В 1920-е годы Васнецов исполнил ряд картин для Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). Писал также живописные этюды Москвы и Подмосковья.
Умер Васнецов в Москве 23 января 1933.
В столице действует мемориальная квартира-музей художника.
Васнецов Аполлинарий Михайлович (список работ):1. Крым. Байдарские ворота. 1890 2. Вьюжит. Метель. Старая Москва. 1904 3. Горный пейзаж. 1895 4. Гроза идет. 1911 5. Днепр перед бурей. 1888 6. Осень. 1910-е 7. После дождя. 1887 8. Сумрачный день. 1919 9. Торг в Нижнем Новгороде. 1908-1913 10. Троице-Сергиева лавра. 1908-1913 11. Весенняя тишь. 1890 12. В тени лип. Демьяново. 1907 13. Ахтырка. Вид усадьбы. 1894 14. Вид из Ласточкиного гнезда. Крым. 1924 15. Крым. 1890 16. Крымский вид. 1893 17. Крымский пейзаж. 1890 18. Новый Симеиз. Сумерки. 1906 19. Чаша моря. 1924-1925 20. Утро. 1892 21. Тополь. 1887 22. Сумерки. 1889 23. Симеиз. План. 1907
| |