Лагорио картины, лагорио художник, лагорио лев феликсович, лагорио лев, лагорио биография
549 художников 4744 картины
Лагорио Лев Феликсович картины художника биография художника
  Лагорио Лев Феликсович

Лагорио Лев Феликсович родился в Феодосии 9 декабря 1826 года в семье неаполетанского вице-консула. Так как он родился в Феодосии, то совсем неудивительно, что стал художником-пейзажистом, художником-маринистом, хотя с удовольствием писал и портреты известных людей.
Рано обнаружив в себе способности и влечение к рисованию, Лев Лагорио в 1839–1840гг. попал в мастерскую И. К. Айвазовского (1817–1900).
В 1943 г.  А. И. Казначеев, таврический губернатор привез начинающего художника в Петербург, где Лагорио поступил в петербургскую Академию художеств в пейзажный класс к М.Н.Воробьеву. Одновременно Лагорио занимался у А.И.Зауэрвейда, а позже у Б.П.Виллевальде. Юношу особенно увлекало изображение моря. С целью совершенствования мастерства мариниста в 1845 г. Лагорио совершил путешествие на военном фрегате «Грозящий», а год спустя на собственной лодке плавал по Финскому заливу.

В 1850 г. Лагорио окончил Академию художеств с большой золотой медалью и званием классного художника I степени, что давало право на пенсионерскую поездку за границу. Но сначала художник был отправлен на Кавказ «для написания тамошних видов». Горы Кавказа навсегда пленили Лагорио. Впоследствии он неоднократно будет приезжать на Кавказ. Кавказские виды Лагорио отличаются глубоким изучением натуры и интересом к эффектам освещения. Особенно увлекал молодого художника мотив контрастности густой тени и яркого свечения горной гряды в лучах солнца, остающегося за пределами картины. Подобный мотив, свойственный многим русским художникам середины XIX века, несомненно, возник под влиянием знаменитой картины И.К.Айвазовского «Девятый вал», где пафос борьбы людей за выживание подчеркивается настоящим гимном солнцу. Однако, в отличие от Айвазовского, писавшего свои феерические закаты и восходы солнца по памяти, другие русские художники, и в том числе Лагорио, создавали картины по тщательному этюду с натуры, что исключало изображение яркого слепящего света, но зато часто делало картины более правдоподобными. К мотиву контрастности света и тени Лагорио обращался и позже. Таков этюд «Ущелье в горах» (1873).

С 1853 по 1860 г. Лагорио находился за границей в пенсионерской поездке, откуда привез около 30 картин. «За особенное искусство и познания в художествах» и за картины «Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима», «Вид Капо-ди-Монте в Сорренто», «Вид Понтийских болот», минуя звание академика, Лагорио получил звание профессора пейзажной живописи.
Многие русские пейзажисты, находившиеся в Италии в середине XIX века, часто подражали творчеству Сильвестра Щедрина (1791–1830), работая в тех местах и зачастую с тех же точек, что и предшественник, поскольку именно такие виды хорошо принимались в стенах Академии художеств. В отличие от них, Лагорио всегда пытался найти образ Италии, не напоминающий известные к тому времени картины Щедрина. Именно поэтому у него преобладают виды укромных уголков природы, садики, дикие скалы, часовни, крохотные водоемы посреди высоких и угнетающих своей мощью гор. Даже если художник изображал известные места Италии или же дома местных жителей, он старался показать их с неожиданных сторон, пытаясь придать пейзажу занимательность и новизну. Этим и интересна картина «Окрестности Неаполя с видом на Везувий» (1860).

В итальянских видах проявился тот особый неповторимый почерк Лагорио, которому он будет следовать потом почти всю жизнь. Для художника не было второстепенных, ничего не значащих деталей, которые иные художники могли опустить. У Лагорио все написано точно до мельчайших деталей. На деревьях, особенно любимых художником пиниях, выписаны мелкие листочки. Каменная кладка показана детально до выбоин. Береговые утесы всегда «фотографичны» вплоть до разломов. А неаполитанские дома на картине «Окрестности Неаполя с видом на Везувий» слишком узнаваемы, тогда как в действительности они вряд ли столь отчетливо видны с горы.

Глубокое признание художника Академией художеств сделало его популярным в кругах столичной знати. В 1861–1863 гг. он отправился на Кавказ в свите великого князя Михаила Николаевича. За участие в военных действиях против горцев Лагорио был награжден орденом Св.Анны III степени с мечами.

Для живописи Лагорио 1860-х годов характерен интерес к ярким эффектам солнечного освещения, что продолжало традиции позднего романтизма. Лишь в начале 1870-х годов наступил перелом: художника перестают увлекать внешне эффектные, солнечные пейзажи, зато появляются «мужественные» темы бури или кораблекрушения на море или же красочно монотонные, но изящные лунные ночи. Меняется и палитра: краски становятся холодноватыми, за что критики называют их «выцветшими», но теперь в отсутствии броскости художник находит больше естественности, чем в эффектах яркого освещения. Даже кавказские виды Лагорио теперь предпочитает показывать при теряющемся в дымке неярком солнечном свете.

С 1870-х годов одной из самых частых в творчестве Лагорио становится тема Крыма. В Судаке он имел мастерскую, куда каждое лето выезжал на этюды. Для русских художников последней трети XIX в. Крым стал Меккой, заменив собой некогда желанную, но далекую Италию, куда посылали пенсионерами только лучших учеников Академии художеств. Причем если побывать за границей за казенный счет могли только самые способные мастера, окончившие Академию в качестве классного художника первой степени, то в Крым на этюды ездили вне зависимости от уровня мастерства. Однако очень немногим художникам удалось передать неповторимый крымский дух.

Как и многие русские художники, участвовал в качестве корреспондента в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Свои впечатления выразил в полотнах, запечатлевших эпизоды этого трагико-драматического для любого художника события.

Многие картины художника дошли до нас без авторских названий. Между тем крымские пейзажи Лагорио всегда конкретны: они изображают хорошо знакомые достопримечательности, а отсутствие названий лишний раз подчеркивает их известность: художник не считал необходимым специально указывать место — зрители и так должны были его знать.

Таков, например, «Вид на крымский берег» (1887), выставлявшийся на аукционе Christie’s. Лагорио изобразил самую известную достопримечательность Симеиза — скалы Монах, Диву и Кошку.

В 1880–1890-е годы Лагорио написал серию картин, изображающих города Крыма, а также Кавказа и Константинополя со стороны рейда в штиль. Многие картины этой серии объединены как близкими размерами полотен, так и похожими эффектами и манерой исполнения. Художника привлекало бледное утреннее освещение, создающее неожиданные, подчас едва уловимые эффекты вроде случайно прорвавшегося из-за тумана солнечного луча. С другой стороны, Лагорио, несомненно, стремился написать большую галерею приморских городов. Подобные картины пользовались успехом у богатых заказчиков, строивших себе дворцы и дачи в разных уголках побережья и заходивших на своих яхтах в черноморские порты. Корабли, стоящие на рейде, дома, теряющиеся в дымке у подножия гор, уютные и гостеприимные бухты выглядели нерукотворными визитными карточками черноморских городов. К числу таких картин относится «Морской пейзаж. Вид на Ливадию» (другие картины серии, хранящиеся в государственных музеях России и Украины, — «Алушта», «Золотой Рог» и др.).

Начиная с 1880-х гг. Лагорио много работал акварелью. Подобное увлечение было связано, с одной стороны, с пониманием ценности этюда как самостоятельного произведения, к чему пришли многие художники после того, как на XIII передвижной выставке в 1885г. В.Д.Поленов показал большую серию палестинских этюдов. С другой стороны, с 1880 г. ежегодно проводились выставки Кружка русских акварелистов (с 1887 г. — Общество русских акварелистов), действительным членом которого состоял Лагорио, что стимулировало его работу в этой технике.

Акварели Лагорио отличаются высоким уровнем мастерства и тщательностью в проработке деталей, а также нередко красочной монотонностью. В большинстве случаев они выглядели лишь беглыми набросками, написанными за один день, но точно передавали расположение берега, кораблей, скал и состояние морской поверхности. Бледность тона, условность колорита и деталей заставляет предположить, что почти все акварели Лагорио были подготовительными этюдами. Другое дело, что не все из них он воплотил в картины. Таковы, например, акварели «Морской пейзаж с парусником» (1886), предлагавшийся на аукционе Альфа-Арт в 1994 г., а также «Крымский пейзаж» (1884) (аукцион Буковски).

Если акварели Лагорио часто страдали условностями, то в его картинах наряду с тщательным рисунком и лаконичным сюжетом «везде присутствовала нежная одухотворенная поэзия». Так и в картине «В Финляндских шхерах» изумительно мастерство художника в изображении столь любимой им легкой «мор- щинистости» зеркальной водной глади.

Не менее поэтична картина «Вид Лахты». Серебристые умиротворенные воды залива, сцепленные парусники, стоящие на рейде, блестящая тоненькая солнечная полоска на горизонте, плотно затянутое облаками небо — все эти незамысловатые и типичные детали северной природы искусно объединены художником в единый ансамбль, создающий приподнятое, ласкающее душу настроение.

Одной из главных тем как акварелей, так и станковых картин художника оставался Крым. Лагорио чутко реагировал на строительство особняков и появление новых популярных мест полуострова. Так, в двух акварелях, воспроизведенных на открытых письмах, Лагорио изобразил знаменитое Ласточкино гнездо. На открытке «Ласточкино гнездо в Крыму возле Ай-Тодора» (1901) показано полуразвалившееся строение, потому что к началу ХХ в. деревянная дача, построенная на отвесной скале для генерала, тяжело раненного в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., пришла в запустение. В 1902–1903 гг. дача, по всей видимости, в третий раз поменяла владельца. Новой хозяйкой Ласточкиного гнезда стала москвичка Рахманова. В это время дача обновляется: становится девственно белой с красной крышей, что и показано на акварели Лагорио. Художник, несомненно, считал своим долгом запечатлеть эту жемчужину крымского побережья. Ведь с постройкой домика на отвесной скале Крым окончательно становился мечтой, российским повторением далекой, но желанной многими русскими художниками Италии. Действительно, именно в Сорренто Лагорио видел знаменитый дом Торквато Тассо, построенный на отвесной скале. А теперь и в Крыму было подобное сооружение.

В последние пять лет жизни Лагорио больше работал акварелью, нежели маслом: сказывался возраст. Привыкнув однажды к тщательной и долгой работе над картинами, он все реже обращался к «долгому» маслу, предпочитая «быструю» акварель потому, что ему хотелось запечатлеть все новые и новые морские мотивы. Тем неожиданней представляется картина Лагорио «Новый свет» (1903), показанная на XI выставке Общества петербургских художников. Картина явилась одним из последних шедевров художника. Величественные горы, окутанные прозрачной воздушной пеленой и возвышающиеся над штилевой голубизной моря, создают эффект настоящего царства дикой, не покоренной человеком природы и одновременно уютного дома для человека. Неслучайно генуэзцы называли эту местность «Парадиз» («Рай»). В начале ХХ в. поселок получил название Новый Свет.

Популярность Лагорио, однако, не приводила его к материальному достатку. Художник неоднократно обращался с просьбами о выдаче ему денежных авансов в счет будущих картин, а также для поездок с «художественной целью». Нельзя не отметить и чрезвычайную кропотливость Лагорио в работе над заказными батальными композициями: на некоторые из них он тратил несколько лет, что явно не способствовало его состоятельности.

В 1900 г. ближе к концу жизни Л.Ф.Лагорио был избран почетным членом Академии художеств — своеобразным знаком достойного вклада в русскую живопись.
Современники высоко ценили творчество Лагорио, что выразилось, например, в одном из некрологов: «Мягкая „бархатная“ кисть Л.Ф.Лагорио словно каким-то волшебством переносила на полотно меняющиеся краски моря, сизые тона скал и воздушную дымку дали. Это был настоящий поэт юга, южного моря и неба, поэт Крыма и Кавказа, изображению которых он с особенной любовью посвящал свои досуги».

Умер Лев Феликсович Лагорио в 1905 году в Петербурге.



Лагорио Лев Феликсович (список работ):

1. Алушта. 1889
2. Берег моря. 1886
3. Вид на взморье. 1881
4. Морской пейзаж. 1870
5. Выборг. 1848
6. Парусник в заливе. 1895
7. Крымский пейзаж. 1890
8. В горах Кавказа. 1879
9. Крым. Ласточкино гнездо. 1903
10. Венеция. 1859
11. Утес над рекой.
12. В еловом лесу. 1870-е
13. Берег моря близ Алушты. 1889
14. Крымский берег. 1886
15. Горный пейзаж. 1886
16. Ласточкино гнездо в Крыму возле Ай-Тодора. 1901
17. Морской пейзаж с парусниками. 1891
18. Пейзаж с деревьями, домами и рекой. 1878
19. Вид реки. 1843
20. В Финском заливе. 1881
21. Ялта.
22. Вид на Аю-Даг от Алушты. 1890
23. На берегу пустынных волн... 1897
24. Корабли в заливе. Закат. 1885
25. Северный пейзаж. 1872
26. У избы. 1889
27. Ночь в Крыму. Берег моря. 1880-е
28. Берег моря. 1899
29. У берегов Крыма. 1890-е
30. Крым. Скалы Монах и Дива. 1890
31. Гурзуф. 1885
32. Морской пейзаж. Вид на Ливадию. 1890
33. Севастопольский водопровод при Георгиевском пороховом погребе. 1850
34. Морская прогулка. 1880-е
35. Пейзаж Франции. 1859
36. "Нева" – яхта его императорского высочества великого князя Константина Павловича (гвардейская). 1809 год. 1850
37. Остров Капри. 1857
38. Окрестности Неаполя с видом на Везувий. 1860
39. Хутор на острове. 1895
40. В горах Кавказа. Корабль в бухте. 1870-е
41. Дача. 1892
42. Симеиз. 1899
43. Морской пейзаж. 1896
44. Итальянский дворик. 1869
45. Залив Золотой Рог. 1883
46. Батум. 1881
47. Гавань. 1880
48. На рейде. 1894
49. Ущелье в горах. 1873
50. На берегу моря. 1851
51. На Кавказе. 1874
52. Морской пейзаж. 1878
53. Море. 1895
54. Украинский пейзаж. 1862
55. Потопление катерами парохода "Великий князь Константин" турецкого парохода "Интибах" на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 г. 1880
56. Побережье Крыма. 1893
57. Побережье. 1880-е
58. Утро. 1870
59. Парусник в порту. 1890-е
60. Морской берег. 1890-е
61. Горный пейзаж. 1890
62. Одинокий корабль в бурю. 1875
63. Туман в горах. Кавказ. 1878
64. На лоне финской природы.
65. На Кавказе. Казачья застава. 1882
66. Кавказское ущелье. 1893
67. Корабль в море. 1890-е
68. Ялта. 1878
69. Старая Ладога. Никольский монастырь и крепость св.Георгия. 1843
70. Набережная в Санкт-Петербурге. 1896
71. Дорога среди пиний. 1865
72. На взморье. 1904
73. У моря. Крым.
74. У крымских берегов. 1893
75. Вход Черноморской эскадры в Севастопольскую бухту. 1892
76. Севастопольский водопровод в Киленбалочной бухте. 1890
77. Крымский вид. 1903
78. В горах. Альпийский пейзаж. 1873
79. Итальянский горный пейзаж. 1866
80. Сухум-Кале. 1873
81. На острове Капри. Береговые утесы. 1859
82. На острове Капри. Рыбацкий домик. 1859
83. Морской пейзаж. Корабли.
84. Аллея пиний.
85. Горный пейзаж с озером. 1850-е
86. У берегов Ливадии. 1895
87. Севастопольский водопровод в Ушаковской балке. 1850
88. Парусник в море. 1898
89. Пейзаж. 1886
90. Итальянский пейзаж. 1870
91. Старая мельница. 1859
92. Лодка у берега и парусник. 1885
93. Черное море. 1891
94. Пейзаж с луной. 1899
95. Севастопольский водопровод при деревне Чугуне. 1850
96. Возька льда. 1849
97. Море. 1898
98. Морской пейзаж с парусниками. 1890-е
99. Крымский пейзаж. 1891
100. На берегу. 1899
101. Лоцманская станция в Финляндских Шхерах. 1903
102. Крымский пейзаж.
103. Пароход "Великий князь Константин" отвлекает турецкий броненосец, обстреливающий отряд полковника Шелковникова у Гагринского ущелья 7 августа 1877 г. 1880
104. Пароход "Великий князь Константин" отсекает турецкий броненосец, обстреливающий отряд полковника Шелковникова у Гагринского ущелья 7 августа 1877 г. 1880
105. Уничтожение пароходом "Великий князь Константин" турецких судов у Босфора. 1877 г. 1880
106. Луна над морем в Крыму.
107. Вид разводного моста на Неве. Летняя ночь. 1866
108. Крымский пейзаж. 1860
109. Итальянский полдень. 1856
110. Июнь в Крыму. 1887
111. Горный вид в Италии. 1850-е
112. Утро на реке. 1900-е
113. Черкесские воины в степи. 1885
114. Горские типы. 1861
115. Горная обитель. 1866
116. Морской пейзаж. 1856
117. Стога.
118. Итальянский вид. Пейзаж в Кастель-Фузано. 1856
119. Морской пейзаж. 1885
120. Парусная лодка у Севастополя.
121. Рыбак. 1860-е
122. Морской пейзаж. 1899
123. Русский флот при Петре I.
124. Вид на взморье.
125. Морской пейзаж. 1902
126. Пейзаж с чайками. 1889
127. Море. 1888
128. Парусник у берега Ялты. 134х205
129. Парусники в гавани. 1890-е
130. Парусники на рейде. 1880-е
131. Парусное судно у моря. 1884
132. Пейзаж. 1855-1865
133. Пейзаж. 1869
134. Пейзаж с мостиком. 1880-е
135. Прибой. 1901
136. Прибрежный вид. 1895
137. Радость встречи. 1903
138. Морской пейзаж. 1895
139. На берегу моря. 1905
140. Альпийский пейзаж.
141. Наблюдающие на берегу Крыма. 1897
142. Залив. 1892
143. Вид на Тифлис.
144. Крымский пейзаж. 1891
145. Закат над заливом. 1860
146. Южный пейзаж. 1866
147. Залив. По горной дороге вдоль берега моря. 1860
148. На рейде. 1900
149. У моря. 1884
150. Греческий архипелаг. 1903
151. Пейзаж. 1870
152. Финский залив. 1900-е
153. Штиль на море. Судак. 1885
154. Вид Кронштадтского рейда. 1876
155. Гавань. Раннее утро. 1883
156. Морской пейзаж. 1901
157. Пейзаж с рыбаками. 1876
158. Турецкий порт.
159. Вид на крымский берег. 1887
160. Мыс Айя. 1891
161. Шторм. 1860-е
162. Кавказский вид. 1889
163. Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года. 1891
164. Севастопольский водопровод в Севастопольской балке. 1850
165. Море. 1883
166. Вид городка со стороны реки. 1887
167. Берег моря. 1849
168. Белая ночь Петербурга. 1903
169. Боде на Лофотенских островах в Норвегии. 1893
170. Вид Капо ди Монте в Сорренто. 1860
171. Корабельная пристань. 1897
172. Вид Петербурга лунной ночью. 1875
173. Вид на Неву и Петропавловскую набережную с домиком Петра I. 1859
174. Лодки в бухте. У берегов Малой Азии. 1885
175. На берегу горной речки.
176. Вид из грота на море. 1870
177. Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима. 1857-1859
178. Переход реки вброд. 1861
179. Корабль у берега. 1901
180. Горное озеро. 1852
181. Море.
182. Крым ночью. 1893
183. Закат (Нормандский берег). 1850-е
184. Старая крепость на фоне Везувия. 1887
185. Чивитавеккiя. 1901
186. У горной реки. 1889
187. Залив. 1860-е
188. Украинский пейзаж. 1882
189. Устье реки Дона.
190. Крымский пейзаж. 1902
191. Морское побережье на этюдах. 1884
192. Марина. 1902
193. Море. Лунная ночь. 1901
194. Море. Пасмурный день. 1889
195. Лофотенский остров. Скалы у моря. 1895
196. Море. Нормандский берег. 1875
197. Залив. 1855-1860
198. Залив. 1871
199. Лесной пейзаж. 1875
200. Летний пейзаж с рекой. 1891
201. Горный пейзаж.
202. Лесной берег. 1889
203. Пейзаж. 1871
204. Ночь на море. 1891
205. Пейзаж с озером. 1859
206. Лофотенский остров. 1895
207. Залив. 1895
208. Люггер "Нева". 1831–1860 годы. 1892
209. Вид на Понтийских болотах. 1860
210. Река в предгорье. 1889
211. Морской вид. 1862
212. Рыбаки на реке. Вечерний закат. 1886
213. В чаще леса. 1871
214. Рыбацкий поселок. 1865
215. Старый Тбилиси. 1868
216. Лунная ночь на Неве (Вид с Охты на Смольный). 1898
217. Море. 1901
218. Вид на Лахту в окрестностях Петербурга. 1850
219. На берегу моря. 1860
220. Морской пейзаж. 1904
221. Ночной пейзаж.
222. Морской пейзаж. 1886
223. В долине. 1850
224. Деревья. 1885
225. Кораблекрушение.
226. Пейзаж. 1843
227. Морской вид. 1880-е
228. Вогезские горы. 1859
229. Берег моря. 1880-е
230. Академия художеств.
231. Нева ночью. 1878
232. Рыболовецкие тони. 1875
233. Морской вид. 1885
234. Лунная ночь на море. 1886
235. Коса. 1875
236. Ночной пейзаж. 1886
237. Берег реки. 1883
238. Казачий разъезд. 1874
239. Салют 26 сентября 1902 года. 1902
240. Старое дерево. 1859
241. Маяк. 1895
242. Вид на море с лодкой. 1900
243. Вид с острова Искья на Везувий. 1860
244. Гавань. 1859
245. Нормандский берег. 1859
246. Фьорд в Норвегии. 1899
247. Выгрузка пассажирского судна. Лодка в море. 1888
248. Буря на море. 1901
 




Рейтинг Сайтов YandeG ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU