|

Лагорио Лев Феликсович родился в Феодосии 9 декабря 1826 года в семье неаполетанского вице-консула. Так как он родился в Феодосии, то совсем неудивительно, что стал художником-пейзажистом, художником-маринистом, хотя с удовольствием писал и портреты известных людей.
Рано обнаружив в себе способности и влечение к рисованию, Лев Лагорио в 1839–1840гг. попал в мастерскую И. К. Айвазовского (1817–1900).
В 1943 г. А. И. Казначеев, таврический губернатор привез начинающего художника в Петербург, где Лагорио поступил в петербургскую Академию художеств в пейзажный класс к М.Н.Воробьеву. Одновременно Лагорио занимался у А.И.Зауэрвейда, а позже у Б.П.Виллевальде. Юношу особенно увлекало изображение моря. С целью совершенствования мастерства мариниста в 1845 г. Лагорио совершил путешествие на военном фрегате «Грозящий», а год спустя на собственной лодке плавал по Финскому заливу.
В 1850 г. Лагорио окончил Академию художеств с большой золотой медалью и званием классного художника I степени, что давало право на пенсионерскую поездку за границу. Но сначала художник был отправлен на Кавказ «для написания тамошних видов». Горы Кавказа навсегда пленили Лагорио. Впоследствии он неоднократно будет приезжать на Кавказ. Кавказские виды Лагорио отличаются глубоким изучением натуры и интересом к эффектам освещения. Особенно увлекал молодого художника мотив контрастности густой тени и яркого свечения горной гряды в лучах солнца, остающегося за пределами картины. Подобный мотив, свойственный многим русским художникам середины XIX века, несомненно, возник под влиянием знаменитой картины И.К.Айвазовского «Девятый вал», где пафос борьбы людей за выживание подчеркивается настоящим гимном солнцу. Однако, в отличие от Айвазовского, писавшего свои феерические закаты и восходы солнца по памяти, другие русские художники, и в том числе Лагорио, создавали картины по тщательному этюду с натуры, что исключало изображение яркого слепящего света, но зато часто делало картины более правдоподобными. К мотиву контрастности света и тени Лагорио обращался и позже. Таков этюд «Ущелье в горах» (1873).
С 1853 по 1860 г. Лагорио находился за границей в пенсионерской поездке, откуда привез около 30 картин. «За особенное искусство и познания в художествах» и за картины «Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима», «Вид Капо-ди-Монте в Сорренто», «Вид Понтийских болот», минуя звание академика, Лагорио получил звание профессора пейзажной живописи.
Многие русские пейзажисты, находившиеся в Италии в середине XIX века, часто подражали творчеству Сильвестра Щедрина (1791–1830), работая в тех местах и зачастую с тех же точек, что и предшественник, поскольку именно такие виды хорошо принимались в стенах Академии художеств. В отличие от них, Лагорио всегда пытался найти образ Италии, не напоминающий известные к тому времени картины Щедрина. Именно поэтому у него преобладают виды укромных уголков природы, садики, дикие скалы, часовни, крохотные водоемы посреди высоких и угнетающих своей мощью гор. Даже если художник изображал известные места Италии или же дома местных жителей, он старался показать их с неожиданных сторон, пытаясь придать пейзажу занимательность и новизну. Этим и интересна картина «Окрестности Неаполя с видом на Везувий» (1860).
В итальянских видах проявился тот особый неповторимый почерк Лагорио, которому он будет следовать потом почти всю жизнь. Для художника не было второстепенных, ничего не значащих деталей, которые иные художники могли опустить. У Лагорио все написано точно до мельчайших деталей. На деревьях, особенно любимых художником пиниях, выписаны мелкие листочки. Каменная кладка показана детально до выбоин. Береговые утесы всегда «фотографичны» вплоть до разломов. А неаполитанские дома на картине «Окрестности Неаполя с видом на Везувий» слишком узнаваемы, тогда как в действительности они вряд ли столь отчетливо видны с горы.
Глубокое признание художника Академией художеств сделало его популярным в кругах столичной знати. В 1861–1863 гг. он отправился на Кавказ в свите великого князя Михаила Николаевича. За участие в военных действиях против горцев Лагорио был награжден орденом Св.Анны III степени с мечами.
Для живописи Лагорио 1860-х годов характерен интерес к ярким эффектам солнечного освещения, что продолжало традиции позднего романтизма. Лишь в начале 1870-х годов наступил перелом: художника перестают увлекать внешне эффектные, солнечные пейзажи, зато появляются «мужественные» темы бури или кораблекрушения на море или же красочно монотонные, но изящные лунные ночи. Меняется и палитра: краски становятся холодноватыми, за что критики называют их «выцветшими», но теперь в отсутствии броскости художник находит больше естественности, чем в эффектах яркого освещения. Даже кавказские виды Лагорио теперь предпочитает показывать при теряющемся в дымке неярком солнечном свете.
С 1870-х годов одной из самых частых в творчестве Лагорио становится тема Крыма. В Судаке он имел мастерскую, куда каждое лето выезжал на этюды. Для русских художников последней трети XIX в. Крым стал Меккой, заменив собой некогда желанную, но далекую Италию, куда посылали пенсионерами только лучших учеников Академии художеств. Причем если побывать за границей за казенный счет могли только самые способные мастера, окончившие Академию в качестве классного художника первой степени, то в Крым на этюды ездили вне зависимости от уровня мастерства. Однако очень немногим художникам удалось передать неповторимый крымский дух.
Как и многие русские художники, участвовал в качестве корреспондента в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Свои впечатления выразил в полотнах, запечатлевших эпизоды этого трагико-драматического для любого художника события.
Многие картины художника дошли до нас без авторских названий. Между тем крымские пейзажи Лагорио всегда конкретны: они изображают хорошо знакомые достопримечательности, а отсутствие названий лишний раз подчеркивает их известность: художник не считал необходимым специально указывать место — зрители и так должны были его знать.
Таков, например, «Вид на крымский берег» (1887), выставлявшийся на аукционе Christie’s. Лагорио изобразил самую известную достопримечательность Симеиза — скалы Монах, Диву и Кошку.
В 1880–1890-е годы Лагорио написал серию картин, изображающих города Крыма, а также Кавказа и Константинополя со стороны рейда в штиль. Многие картины этой серии объединены как близкими размерами полотен, так и похожими эффектами и манерой исполнения. Художника привлекало бледное утреннее освещение, создающее неожиданные, подчас едва уловимые эффекты вроде случайно прорвавшегося из-за тумана солнечного луча. С другой стороны, Лагорио, несомненно, стремился написать большую галерею приморских городов. Подобные картины пользовались успехом у богатых заказчиков, строивших себе дворцы и дачи в разных уголках побережья и заходивших на своих яхтах в черноморские порты. Корабли, стоящие на рейде, дома, теряющиеся в дымке у подножия гор, уютные и гостеприимные бухты выглядели нерукотворными визитными карточками черноморских городов. К числу таких картин относится «Морской пейзаж. Вид на Ливадию» (другие картины серии, хранящиеся в государственных музеях России и Украины, — «Алушта», «Золотой Рог» и др.).
Начиная с 1880-х гг. Лагорио много работал акварелью. Подобное увлечение было связано, с одной стороны, с пониманием ценности этюда как самостоятельного произведения, к чему пришли многие художники после того, как на XIII передвижной выставке в 1885г. В.Д.Поленов показал большую серию палестинских этюдов. С другой стороны, с 1880 г. ежегодно проводились выставки Кружка русских акварелистов (с 1887 г. — Общество русских акварелистов), действительным членом которого состоял Лагорио, что стимулировало его работу в этой технике.
Акварели Лагорио отличаются высоким уровнем мастерства и тщательностью в проработке деталей, а также нередко красочной монотонностью. В большинстве случаев они выглядели лишь беглыми набросками, написанными за один день, но точно передавали расположение берега, кораблей, скал и состояние морской поверхности. Бледность тона, условность колорита и деталей заставляет предположить, что почти все акварели Лагорио были подготовительными этюдами. Другое дело, что не все из них он воплотил в картины. Таковы, например, акварели «Морской пейзаж с парусником» (1886), предлагавшийся на аукционе Альфа-Арт в 1994 г., а также «Крымский пейзаж» (1884) (аукцион Буковски).
Если акварели Лагорио часто страдали условностями, то в его картинах наряду с тщательным рисунком и лаконичным сюжетом «везде присутствовала нежная одухотворенная поэзия». Так и в картине «В Финляндских шхерах» изумительно мастерство художника в изображении столь любимой им легкой «мор- щинистости» зеркальной водной глади.
Не менее поэтична картина «Вид Лахты». Серебристые умиротворенные воды залива, сцепленные парусники, стоящие на рейде, блестящая тоненькая солнечная полоска на горизонте, плотно затянутое облаками небо — все эти незамысловатые и типичные детали северной природы искусно объединены художником в единый ансамбль, создающий приподнятое, ласкающее душу настроение.
Одной из главных тем как акварелей, так и станковых картин художника оставался Крым. Лагорио чутко реагировал на строительство особняков и появление новых популярных мест полуострова. Так, в двух акварелях, воспроизведенных на открытых письмах, Лагорио изобразил знаменитое Ласточкино гнездо. На открытке «Ласточкино гнездо в Крыму возле Ай-Тодора» (1901) показано полуразвалившееся строение, потому что к началу ХХ в. деревянная дача, построенная на отвесной скале для генерала, тяжело раненного в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., пришла в запустение. В 1902–1903 гг. дача, по всей видимости, в третий раз поменяла владельца. Новой хозяйкой Ласточкиного гнезда стала москвичка Рахманова. В это время дача обновляется: становится девственно белой с красной крышей, что и показано на акварели Лагорио. Художник, несомненно, считал своим долгом запечатлеть эту жемчужину крымского побережья. Ведь с постройкой домика на отвесной скале Крым окончательно становился мечтой, российским повторением далекой, но желанной многими русскими художниками Италии. Действительно, именно в Сорренто Лагорио видел знаменитый дом Торквато Тассо, построенный на отвесной скале. А теперь и в Крыму было подобное сооружение.
В последние пять лет жизни Лагорио больше работал акварелью, нежели маслом: сказывался возраст. Привыкнув однажды к тщательной и долгой работе над картинами, он все реже обращался к «долгому» маслу, предпочитая «быструю» акварель потому, что ему хотелось запечатлеть все новые и новые морские мотивы. Тем неожиданней представляется картина Лагорио «Новый свет» (1903), показанная на XI выставке Общества петербургских художников. Картина явилась одним из последних шедевров художника. Величественные горы, окутанные прозрачной воздушной пеленой и возвышающиеся над штилевой голубизной моря, создают эффект настоящего царства дикой, не покоренной человеком природы и одновременно уютного дома для человека. Неслучайно генуэзцы называли эту местность «Парадиз» («Рай»). В начале ХХ в. поселок получил название Новый Свет.
Популярность Лагорио, однако, не приводила его к материальному достатку. Художник неоднократно обращался с просьбами о выдаче ему денежных авансов в счет будущих картин, а также для поездок с «художественной целью». Нельзя не отметить и чрезвычайную кропотливость Лагорио в работе над заказными батальными композициями: на некоторые из них он тратил несколько лет, что явно не способствовало его состоятельности.
В 1900 г. ближе к концу жизни Л.Ф.Лагорио был избран почетным членом Академии художеств — своеобразным знаком достойного вклада в русскую живопись.
Современники высоко ценили творчество Лагорио, что выразилось, например, в одном из некрологов: «Мягкая „бархатная“ кисть Л.Ф.Лагорио словно каким-то волшебством переносила на полотно меняющиеся краски моря, сизые тона скал и воздушную дымку дали. Это был настоящий поэт юга, южного моря и неба, поэт Крыма и Кавказа, изображению которых он с особенной любовью посвящал свои досуги».
Умер Лев Феликсович Лагорио в 1905 году в Петербурге.
Лагорио Лев Феликсович (список работ):1. Алушта. 1889 2. Вид на взморье. 1881 3. Ночь в Крыму. Берег моря. 1880-е 4. Парусник в заливе. 1895 5. Берег моря. 1886 6. Крым. Скалы Монах и Дива. 1890 7. Гурзуф. 1885 8. Морской пейзаж. Вид на Ливадию. 1890 9. Ласточкино гнездо в Крыму возле Ай-Тодора. 1901 10. Туман в горах. Кавказ. 1878 11. Морской пейзаж. 1870 12. Одинокий корабль в бурю. 1875 13. Пейзаж с деревьями, домами и рекой. 1878 14. В Финском заливе. 1881 15. Северный пейзаж. 1872 16. У избы. 1889 17. Вид реки. 1843 18. Корабли в заливе. Закат. 1885 19. Симеиз. 1899 20. Выборг. 1848 21. Севастопольский водопровод в Киленбалочной бухте. 1890 22. Ущелье в горах. 1873 23. Берег моря. 1899 24. Итальянский дворик. 1869 25. Горный пейзаж. 1890 26. Остров Капри. 1857 27. Морской берег. 1890-е 28. Гавань. 1880 29. Вид разводного моста на Неве. Летняя ночь. 1866 30. Возька льда. 1849 31. Дорога среди пиний. 1865 32. Крымский пейзаж. 1890 33. В горах Кавказа. 1879 34. Крым. Ласточкино гнездо. 1903 35. Утес над рекой. 36. Венеция. 1859 37. В еловом лесу. 1870-е 38. Морской пейзаж с парусниками. 1891 39. Горный пейзаж. 1886 40. Крымский берег. 1886 41. Берег моря близ Алушты. 1889 42. На берегу пустынных волн... 1897 43. Вид на Аю-Даг от Алушты. 1890 44. Ялта. 45. У берегов Крыма. 1890-е 46. Севастопольский водопровод при Георгиевском пороховом погребе. 1850 47. "Нева" – яхта его императорского высочества великого князя Константина Павловича (гвардейская). 1809 год. 1850 48. Окрестности Неаполя с видом на Везувий. 1860 49. Пейзаж Франции. 1859 50. Морская прогулка. 1880-е 51. Батум. 1881 52. На берегу моря. 1851 53. В горах Кавказа. Корабль в бухте. 1870-е 54. Морской пейзаж. 1896 55. На рейде. 1894 56. На Кавказе. 1874 57. Дача. 1892 58. Хутор на острове. 1895 59. Залив Золотой Рог. 1883 60. На Кавказе. Казачья застава. 1882 61. Морской пейзаж. 1878 62. Потопление катерами парохода "Великий князь Константин" турецкого парохода "Интибах" на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 г. 1880 63. На лоне финской природы. 64. Кавказское ущелье. 1893 65. Море. 1895 66. Побережье Крыма. 1893 67. Корабль в море. 1890-е 68. Побережье. 1880-е 69. Парусник в порту. 1890-е 70. Украинский пейзаж. 1862 71. Утро. 1870 72. В горах. Альпийский пейзаж. 1873 73. Ялта. 1878 74. На острове Капри. Береговые утесы. 1859 75. Старая Ладога. Никольский монастырь и крепость св.Георгия. 1843 76. На взморье. 1904 77. На острове Капри. Рыбацкий домик. 1859 78. Итальянский горный пейзаж. 1866 79. Крымский вид. 1903 80. У моря. Крым. 81. У крымских берегов. 1893 82. Сухум-Кале. 1873 83. Аллея пиний. 84. Морской пейзаж. Корабли. 85. Набережная в Санкт-Петербурге. 1896 86. Вход Черноморской эскадры в Севастопольскую бухту. 1892 87. Морской пейзаж с парусниками. 1890-е 88. Итальянский полдень. 1856 89. Пейзаж. 1886 90. Севастопольский водопровод в Ушаковской балке. 1850 91. Севастопольский водопровод при деревне Чугуне. 1850 92. Луна над морем в Крыму. 93. Пейзаж с луной. 1899 94. Черное море. 1891 95. Парусник в море. 1898 96. Старая мельница. 1859 97. Лодка у берега и парусник. 1885 98. Горный пейзаж с озером. 1850-е 99. На берегу. 1899 100. У берегов Ливадии. 1895 101. Крымский пейзаж. 1891 102. Море. 1898 103. Июнь в Крыму. 1887 104. Лоцманская станция в Финляндских Шхерах. 1903 105. Крымский пейзаж. 106. Пароход "Великий князь Константин" отвлекает турецкий броненосец, обстреливающий отряд полковника Шелковникова у Гагринского ущелья 7 августа 1877 г. 1880 107. Крымский пейзаж. 1860 108. Пароход "Великий князь Константин" отсекает турецкий броненосец, обстреливающий отряд полковника Шелковникова у Гагринского ущелья 7 августа 1877 г. 1880 109. Уничтожение пароходом "Великий князь Константин" турецких судов у Босфора. 1877 г. 1880 110. Итальянский пейзаж. 1870 111. Черкесские воины в степи. 1885 112. Прибой. 1901 113. Прибрежный вид. 1895 114. Радость встречи. 1903 115. Рыбак. 1860-е 116. Горские типы. 1861 117. Закат над заливом. 1860 118. Парусная лодка у Севастополя. 119. Стога. 120. Утро на реке. 1900-е 121. Горная обитель. 1866 122. Пейзаж с чайками. 1889 123. Пейзаж с мостиком. 1880-е 124. Южный пейзаж. 1866 125. Вид на Тифлис. 126. Залив. По горной дороге вдоль берега моря. 1860 127. Альпийский пейзаж. 128. Финский залив. 1900-е 129. Море. 1888 130. Морской пейзаж. 1895 131. Морской пейзаж. 1899 132. Русский флот при Петре I. 133. Морской пейзаж. 1902 134. Вид на взморье. 135. Парусник у берега Ялты. 134х205 136. Парусники в гавани. 1890-е 137. Парусники на рейде. 1880-е 138. Парусное судно у моря. 1884 139. Пейзаж. 1855-1865 140. Пейзаж. 1869 141. Наблюдающие на берегу Крыма. 1897 142. Морской пейзаж. 1885 143. Итальянский вид. Пейзаж в Кастель-Фузано. 1856 144. Штиль на море. Судак. 1885 145. Горный вид в Италии. 1850-е 146. Морской пейзаж. 1856 147. Крымский пейзаж. 1891 148. У моря. 1884 149. Пейзаж. 1870 150. На рейде. 1900 151. На берегу моря. 1905 152. Греческий архипелаг. 1903 153. Залив. 1892 154. Кавказский вид. 1889 155. Устье реки Дона. 156. Боде на Лофотенских островах в Норвегии. 1893 157. Море. 1883 158. Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима. 1857-1859 159. Крым ночью. 1893 160. Гавань. Раннее утро. 1883 161. Пейзаж с рыбаками. 1876 162. Старая крепость на фоне Везувия. 1887 163. Турецкий порт. 164. Море. 165. Морской пейзаж. 1901 166. Вид Капо ди Монте в Сорренто. 1860 167. Вид городка со стороны реки. 1887 168. На берегу горной речки. 169. Мыс Айя. 1891 170. Вид на Неву и Петропавловскую набережную с домиком Петра I. 1859 171. Залив. 1860-е 172. Шторм. 1860-е 173. Берег моря. 1849 174. Белая ночь Петербурга. 1903 175. Вид на крымский берег. 1887 176. Корабль у берега. 1901 177. Корабельная пристань. 1897 178. Крымский пейзаж. 1902 179. Переход реки вброд. 1861 180. Лодки в бухте. У берегов Малой Азии. 1885 181. Вид из грота на море. 1870 182. Украинский пейзаж. 1882 183. Севастопольский водопровод в Севастопольской балке. 1850 184. У горной реки. 1889 185. Горное озеро. 1852 186. Вид Петербурга лунной ночью. 1875 187. Закат (Нормандский берег). 1850-е 188. Чивитавеккiя. 1901 189. Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года. 1891 190. Вид Кронштадтского рейда. 1876 191. Лесной пейзаж. 1875 192. Летний пейзаж с рекой. 1891 193. В чаще леса. 1871 194. Море. Лунная ночь. 1901 195. Лофотенский остров. Скалы у моря. 1895 196. Горный пейзаж. 197. Лесной берег. 1889 198. Вид на Понтийских болотах. 1860 199. Марина. 1902 200. Залив. 1871 201. Залив. 1855-1860 202. Старый Тбилиси. 1868 203. Морской вид. 1862 204. Рыбацкий поселок. 1865 205. Море. Нормандский берег. 1875 206. Море. Пасмурный день. 1889 207. Кораблекрушение. 208. На берегу моря. 1860 209. Ночь на море. 1891 210. Ночной пейзаж. 211. Пейзаж. 1843 212. Люггер "Нева". 1831–1860 годы. 1892 213. Лофотенский остров. 1895 214. Деревья. 1885 215. Море. 1901 216. Лунная ночь на Неве (Вид с Охты на Смольный). 1898 217. Вид на Лахту в окрестностях Петербурга. 1850 218. Морской пейзаж. 1904 219. Морской вид. 1880-е 220. Морское побережье на этюдах. 1884 221. Залив. 1895 222. В долине. 1850 223. Морской пейзаж. 1886 224. Берег моря. 1880-е 225. Вогезские горы. 1859 226. Рыбаки на реке. Вечерний закат. 1886 227. Пейзаж с озером. 1859 228. Пейзаж. 1871 229. Река в предгорье. 1889 230. Коса. 1875 231. Рыболовецкие тони. 1875 232. Салют 26 сентября 1902 года. 1902 233. Лунная ночь на море. 1886 234. Вид на море с лодкой. 1900 235. Академия художеств. 236. Фьорд в Норвегии. 1899 237. Берег реки. 1883 238. Выгрузка пассажирского судна. Лодка в море. 1888 239. Нормандский берег. 1859 240. Ночной пейзаж. 1886 241. Старое дерево. 1859 242. Казачий разъезд. 1874 243. Вид с острова Искья на Везувий. 1860 244. Морской вид. 1885 245. Маяк. 1895 246. Гавань. 1859 247. Нева ночью. 1878 248. Буря на море. 1901
| |