Лагорио картины, лагорио художник, лагорио лев феликсович, лагорио лев, лагорио биография
551 художник 5000 картин
Лагорио Лев Феликсович картины художника биография художника
  Лагорио Лев Феликсович

Лагорио Лев Феликсович родился в Феодосии 9 декабря 1826 года в семье неаполетанского вице-консула. Так как он родился в Феодосии, то совсем неудивительно, что стал художником-пейзажистом, художником-маринистом, хотя с удовольствием писал и портреты известных людей.
Рано обнаружив в себе способности и влечение к рисованию, Лев Лагорио в 1839–1840гг. попал в мастерскую И. К. Айвазовского (1817–1900).
В 1943 г.  А. И. Казначеев, таврический губернатор привез начинающего художника в Петербург, где Лагорио поступил в петербургскую Академию художеств в пейзажный класс к М.Н.Воробьеву. Одновременно Лагорио занимался у А.И.Зауэрвейда, а позже у Б.П.Виллевальде. Юношу особенно увлекало изображение моря. С целью совершенствования мастерства мариниста в 1845 г. Лагорио совершил путешествие на военном фрегате «Грозящий», а год спустя на собственной лодке плавал по Финскому заливу.

В 1850 г. Лагорио окончил Академию художеств с большой золотой медалью и званием классного художника I степени, что давало право на пенсионерскую поездку за границу. Но сначала художник был отправлен на Кавказ «для написания тамошних видов». Горы Кавказа навсегда пленили Лагорио. Впоследствии он неоднократно будет приезжать на Кавказ. Кавказские виды Лагорио отличаются глубоким изучением натуры и интересом к эффектам освещения. Особенно увлекал молодого художника мотив контрастности густой тени и яркого свечения горной гряды в лучах солнца, остающегося за пределами картины. Подобный мотив, свойственный многим русским художникам середины XIX века, несомненно, возник под влиянием знаменитой картины И.К.Айвазовского «Девятый вал», где пафос борьбы людей за выживание подчеркивается настоящим гимном солнцу. Однако, в отличие от Айвазовского, писавшего свои феерические закаты и восходы солнца по памяти, другие русские художники, и в том числе Лагорио, создавали картины по тщательному этюду с натуры, что исключало изображение яркого слепящего света, но зато часто делало картины более правдоподобными. К мотиву контрастности света и тени Лагорио обращался и позже. Таков этюд «Ущелье в горах» (1873).

С 1853 по 1860 г. Лагорио находился за границей в пенсионерской поездке, откуда привез около 30 картин. «За особенное искусство и познания в художествах» и за картины «Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима», «Вид Капо-ди-Монте в Сорренто», «Вид Понтийских болот», минуя звание академика, Лагорио получил звание профессора пейзажной живописи.
Многие русские пейзажисты, находившиеся в Италии в середине XIX века, часто подражали творчеству Сильвестра Щедрина (1791–1830), работая в тех местах и зачастую с тех же точек, что и предшественник, поскольку именно такие виды хорошо принимались в стенах Академии художеств. В отличие от них, Лагорио всегда пытался найти образ Италии, не напоминающий известные к тому времени картины Щедрина. Именно поэтому у него преобладают виды укромных уголков природы, садики, дикие скалы, часовни, крохотные водоемы посреди высоких и угнетающих своей мощью гор. Даже если художник изображал известные места Италии или же дома местных жителей, он старался показать их с неожиданных сторон, пытаясь придать пейзажу занимательность и новизну. Этим и интересна картина «Окрестности Неаполя с видом на Везувий» (1860).

В итальянских видах проявился тот особый неповторимый почерк Лагорио, которому он будет следовать потом почти всю жизнь. Для художника не было второстепенных, ничего не значащих деталей, которые иные художники могли опустить. У Лагорио все написано точно до мельчайших деталей. На деревьях, особенно любимых художником пиниях, выписаны мелкие листочки. Каменная кладка показана детально до выбоин. Береговые утесы всегда «фотографичны» вплоть до разломов. А неаполитанские дома на картине «Окрестности Неаполя с видом на Везувий» слишком узнаваемы, тогда как в действительности они вряд ли столь отчетливо видны с горы.

Глубокое признание художника Академией художеств сделало его популярным в кругах столичной знати. В 1861–1863 гг. он отправился на Кавказ в свите великого князя Михаила Николаевича. За участие в военных действиях против горцев Лагорио был награжден орденом Св.Анны III степени с мечами.

Для живописи Лагорио 1860-х годов характерен интерес к ярким эффектам солнечного освещения, что продолжало традиции позднего романтизма. Лишь в начале 1870-х годов наступил перелом: художника перестают увлекать внешне эффектные, солнечные пейзажи, зато появляются «мужественные» темы бури или кораблекрушения на море или же красочно монотонные, но изящные лунные ночи. Меняется и палитра: краски становятся холодноватыми, за что критики называют их «выцветшими», но теперь в отсутствии броскости художник находит больше естественности, чем в эффектах яркого освещения. Даже кавказские виды Лагорио теперь предпочитает показывать при теряющемся в дымке неярком солнечном свете.

С 1870-х годов одной из самых частых в творчестве Лагорио становится тема Крыма. В Судаке он имел мастерскую, куда каждое лето выезжал на этюды. Для русских художников последней трети XIX в. Крым стал Меккой, заменив собой некогда желанную, но далекую Италию, куда посылали пенсионерами только лучших учеников Академии художеств. Причем если побывать за границей за казенный счет могли только самые способные мастера, окончившие Академию в качестве классного художника первой степени, то в Крым на этюды ездили вне зависимости от уровня мастерства. Однако очень немногим художникам удалось передать неповторимый крымский дух.

Как и многие русские художники, участвовал в качестве корреспондента в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Свои впечатления выразил в полотнах, запечатлевших эпизоды этого трагико-драматического для любого художника события.

Многие картины художника дошли до нас без авторских названий. Между тем крымские пейзажи Лагорио всегда конкретны: они изображают хорошо знакомые достопримечательности, а отсутствие названий лишний раз подчеркивает их известность: художник не считал необходимым специально указывать место — зрители и так должны были его знать.

Таков, например, «Вид на крымский берег» (1887), выставлявшийся на аукционе Christie’s. Лагорио изобразил самую известную достопримечательность Симеиза — скалы Монах, Диву и Кошку.

В 1880–1890-е годы Лагорио написал серию картин, изображающих города Крыма, а также Кавказа и Константинополя со стороны рейда в штиль. Многие картины этой серии объединены как близкими размерами полотен, так и похожими эффектами и манерой исполнения. Художника привлекало бледное утреннее освещение, создающее неожиданные, подчас едва уловимые эффекты вроде случайно прорвавшегося из-за тумана солнечного луча. С другой стороны, Лагорио, несомненно, стремился написать большую галерею приморских городов. Подобные картины пользовались успехом у богатых заказчиков, строивших себе дворцы и дачи в разных уголках побережья и заходивших на своих яхтах в черноморские порты. Корабли, стоящие на рейде, дома, теряющиеся в дымке у подножия гор, уютные и гостеприимные бухты выглядели нерукотворными визитными карточками черноморских городов. К числу таких картин относится «Морской пейзаж. Вид на Ливадию» (другие картины серии, хранящиеся в государственных музеях России и Украины, — «Алушта», «Золотой Рог» и др.).

Начиная с 1880-х гг. Лагорио много работал акварелью. Подобное увлечение было связано, с одной стороны, с пониманием ценности этюда как самостоятельного произведения, к чему пришли многие художники после того, как на XIII передвижной выставке в 1885г. В.Д.Поленов показал большую серию палестинских этюдов. С другой стороны, с 1880 г. ежегодно проводились выставки Кружка русских акварелистов (с 1887 г. — Общество русских акварелистов), действительным членом которого состоял Лагорио, что стимулировало его работу в этой технике.

Акварели Лагорио отличаются высоким уровнем мастерства и тщательностью в проработке деталей, а также нередко красочной монотонностью. В большинстве случаев они выглядели лишь беглыми набросками, написанными за один день, но точно передавали расположение берега, кораблей, скал и состояние морской поверхности. Бледность тона, условность колорита и деталей заставляет предположить, что почти все акварели Лагорио были подготовительными этюдами. Другое дело, что не все из них он воплотил в картины. Таковы, например, акварели «Морской пейзаж с парусником» (1886), предлагавшийся на аукционе Альфа-Арт в 1994 г., а также «Крымский пейзаж» (1884) (аукцион Буковски).

Если акварели Лагорио часто страдали условностями, то в его картинах наряду с тщательным рисунком и лаконичным сюжетом «везде присутствовала нежная одухотворенная поэзия». Так и в картине «В Финляндских шхерах» изумительно мастерство художника в изображении столь любимой им легкой «мор- щинистости» зеркальной водной глади.

Не менее поэтична картина «Вид Лахты». Серебристые умиротворенные воды залива, сцепленные парусники, стоящие на рейде, блестящая тоненькая солнечная полоска на горизонте, плотно затянутое облаками небо — все эти незамысловатые и типичные детали северной природы искусно объединены художником в единый ансамбль, создающий приподнятое, ласкающее душу настроение.

Одной из главных тем как акварелей, так и станковых картин художника оставался Крым. Лагорио чутко реагировал на строительство особняков и появление новых популярных мест полуострова. Так, в двух акварелях, воспроизведенных на открытых письмах, Лагорио изобразил знаменитое Ласточкино гнездо. На открытке «Ласточкино гнездо в Крыму возле Ай-Тодора» (1901) показано полуразвалившееся строение, потому что к началу ХХ в. деревянная дача, построенная на отвесной скале для генерала, тяжело раненного в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., пришла в запустение. В 1902–1903 гг. дача, по всей видимости, в третий раз поменяла владельца. Новой хозяйкой Ласточкиного гнезда стала москвичка Рахманова. В это время дача обновляется: становится девственно белой с красной крышей, что и показано на акварели Лагорио. Художник, несомненно, считал своим долгом запечатлеть эту жемчужину крымского побережья. Ведь с постройкой домика на отвесной скале Крым окончательно становился мечтой, российским повторением далекой, но желанной многими русскими художниками Италии. Действительно, именно в Сорренто Лагорио видел знаменитый дом Торквато Тассо, построенный на отвесной скале. А теперь и в Крыму было подобное сооружение.

В последние пять лет жизни Лагорио больше работал акварелью, нежели маслом: сказывался возраст. Привыкнув однажды к тщательной и долгой работе над картинами, он все реже обращался к «долгому» маслу, предпочитая «быструю» акварель потому, что ему хотелось запечатлеть все новые и новые морские мотивы. Тем неожиданней представляется картина Лагорио «Новый свет» (1903), показанная на XI выставке Общества петербургских художников. Картина явилась одним из последних шедевров художника. Величественные горы, окутанные прозрачной воздушной пеленой и возвышающиеся над штилевой голубизной моря, создают эффект настоящего царства дикой, не покоренной человеком природы и одновременно уютного дома для человека. Неслучайно генуэзцы называли эту местность «Парадиз» («Рай»). В начале ХХ в. поселок получил название Новый Свет.

Популярность Лагорио, однако, не приводила его к материальному достатку. Художник неоднократно обращался с просьбами о выдаче ему денежных авансов в счет будущих картин, а также для поездок с «художественной целью». Нельзя не отметить и чрезвычайную кропотливость Лагорио в работе над заказными батальными композициями: на некоторые из них он тратил несколько лет, что явно не способствовало его состоятельности.

В 1900 г. ближе к концу жизни Л.Ф.Лагорио был избран почетным членом Академии художеств — своеобразным знаком достойного вклада в русскую живопись.
Современники высоко ценили творчество Лагорио, что выразилось, например, в одном из некрологов: «Мягкая „бархатная“ кисть Л.Ф.Лагорио словно каким-то волшебством переносила на полотно меняющиеся краски моря, сизые тона скал и воздушную дымку дали. Это был настоящий поэт юга, южного моря и неба, поэт Крыма и Кавказа, изображению которых он с особенной любовью посвящал свои досуги».

Умер Лев Феликсович Лагорио в 1905 году в Петербурге.



Лагорио Лев Феликсович (список работ):

1. Алушта. 1889
2. Вид на взморье. 1881
3. Берег моря. 1886
4. Морской пейзаж. 1870
5. Ночь в Крыму. Берег моря. 1880-е
6. Парусник в заливе. 1895
7. Выборг. 1848
8. Ласточкино гнездо в Крыму возле Ай-Тодора. 1901
9. В Финском заливе. 1881
10. Пейзаж с деревьями, домами и рекой. 1878
11. Вид реки. 1843
12. Гурзуф. 1885
13. Северный пейзаж. 1872
14. В горах Кавказа. 1879
15. Крымский пейзаж. 1890
16. Корабли в заливе. Закат. 1885
17. Берег моря. 1899
18. Морской пейзаж. Вид на Ливадию. 1890
19. Крым. Скалы Монах и Дива. 1890
20. Крым. Ласточкино гнездо. 1903
21. Симеиз. 1899
22. У избы. 1889
23. Итальянский дворик. 1869
24. Утес над рекой.
25. Горный пейзаж. 1890
26. Ущелье в горах. 1873
27. Остров Капри. 1857
28. Венеция. 1859
29. В еловом лесу. 1870-е
30. Берег моря близ Алушты. 1889
31. Крымский берег. 1886
32. Горный пейзаж. 1886
33. Морской пейзаж с парусниками. 1891
34. Морской берег. 1890-е
35. Туман в горах. Кавказ. 1878
36. Севастопольский водопровод в Киленбалочной бухте. 1890
37. Гавань. 1880
38. Одинокий корабль в бурю. 1875
39. Вид разводного моста на Неве. Летняя ночь. 1866
40. Вид на Аю-Даг от Алушты. 1890
41. На берегу пустынных волн... 1897
42. Ялта.
43. Возька льда. 1849
44. У берегов Крыма. 1890-е
45. Дорога среди пиний. 1865
46. Окрестности Неаполя с видом на Везувий. 1860
47. Пейзаж Франции. 1859
48. "Нева" – яхта его императорского высочества великого князя Константина Павловича (гвардейская). 1809 год. 1850
49. Морская прогулка. 1880-е
50. Севастопольский водопровод при Георгиевском пороховом погребе. 1850
51. На берегу моря. 1851
52. В горах Кавказа. Корабль в бухте. 1870-е
53. На Кавказе. 1874
54. Батум. 1881
55. На рейде. 1894
56. Залив Золотой Рог. 1883
57. Морской пейзаж. 1896
58. Хутор на острове. 1895
59. Дача. 1892
60. Море. 1895
61. Побережье Крыма. 1893
62. Морской пейзаж. 1878
63. На Кавказе. Казачья застава. 1882
64. Кавказское ущелье. 1893
65. На лоне финской природы.
66. Потопление катерами парохода "Великий князь Константин" турецкого парохода "Интибах" на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 г. 1880
67. Побережье. 1880-е
68. Парусник в порту. 1890-е
69. Корабль в море. 1890-е
70. Украинский пейзаж. 1862
71. Утро. 1870
72. В горах. Альпийский пейзаж. 1873
73. Ялта. 1878
74. На острове Капри. Береговые утесы. 1859
75. Старая Ладога. Никольский монастырь и крепость св.Георгия. 1843
76. На взморье. 1904
77. На острове Капри. Рыбацкий домик. 1859
78. Итальянский горный пейзаж. 1866
79. Крымский вид. 1903
80. У моря. Крым.
81. У крымских берегов. 1893
82. Сухум-Кале. 1873
83. Аллея пиний.
84. Морской пейзаж. Корабли.
85. Набережная в Санкт-Петербурге. 1896
86. Вход Черноморской эскадры в Севастопольскую бухту. 1892
87. Морской пейзаж с парусниками. 1890-е
88. Итальянский полдень. 1856
89. Пейзаж. 1886
90. Севастопольский водопровод в Ушаковской балке. 1850
91. Севастопольский водопровод при деревне Чугуне. 1850
92. Луна над морем в Крыму.
93. Пейзаж с луной. 1899
94. Черное море. 1891
95. Парусник в море. 1898
96. Старая мельница. 1859
97. Лодка у берега и парусник. 1885
98. Горный пейзаж с озером. 1850-е
99. На берегу. 1899
100. У берегов Ливадии. 1895
101. Крымский пейзаж. 1891
102. Море. 1898
103. Июнь в Крыму. 1887
104. Лоцманская станция в Финляндских Шхерах. 1903
105. Крымский пейзаж.
106. Пароход "Великий князь Константин" отвлекает турецкий броненосец, обстреливающий отряд полковника Шелковникова у Гагринского ущелья 7 августа 1877 г. 1880
107. Крымский пейзаж. 1860
108. Пароход "Великий князь Константин" отсекает турецкий броненосец, обстреливающий отряд полковника Шелковникова у Гагринского ущелья 7 августа 1877 г. 1880
109. Уничтожение пароходом "Великий князь Константин" турецких судов у Босфора. 1877 г. 1880
110. Итальянский пейзаж. 1870
111. Черкесские воины в степи. 1885
112. Прибой. 1901
113. Прибрежный вид. 1895
114. Радость встречи. 1903
115. Рыбак. 1860-е
116. Горские типы. 1861
117. Закат над заливом. 1860
118. Парусная лодка у Севастополя.
119. Стога.
120. Утро на реке. 1900-е
121. Горная обитель. 1866
122. Пейзаж с чайками. 1889
123. Пейзаж с мостиком. 1880-е
124. Южный пейзаж. 1866
125. Вид на Тифлис.
126. Залив. По горной дороге вдоль берега моря. 1860
127. Альпийский пейзаж.
128. Финский залив. 1900-е
129. Море. 1888
130. Морской пейзаж. 1895
131. Морской пейзаж. 1899
132. Русский флот при Петре I.
133. Морской пейзаж. 1902
134. Вид на взморье.
135. Парусник у берега Ялты. 134х205
136. Парусники в гавани. 1890-е
137. Парусники на рейде. 1880-е
138. Парусное судно у моря. 1884
139. Пейзаж. 1855-1865
140. Пейзаж. 1869
141. Наблюдающие на берегу Крыма. 1897
142. Морской пейзаж. 1885
143. Итальянский вид. Пейзаж в Кастель-Фузано. 1856
144. Штиль на море. Судак. 1885
145. Горный вид в Италии. 1850-е
146. Морской пейзаж. 1856
147. Крымский пейзаж. 1891
148. У моря. 1884
149. Пейзаж. 1870
150. На рейде. 1900
151. На берегу моря. 1905
152. Греческий архипелаг. 1903
153. Залив. 1892
154. Кавказский вид. 1889
155. Устье реки Дона.
156. Боде на Лофотенских островах в Норвегии. 1893
157. Море. 1883
158. Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима. 1857-1859
159. Крым ночью. 1893
160. Гавань. Раннее утро. 1883
161. Пейзаж с рыбаками. 1876
162. Старая крепость на фоне Везувия. 1887
163. Турецкий порт.
164. Море.
165. Морской пейзаж. 1901
166. Вид Капо ди Монте в Сорренто. 1860
167. Вид городка со стороны реки. 1887
168. На берегу горной речки.
169. Мыс Айя. 1891
170. Вид на Неву и Петропавловскую набережную с домиком Петра I. 1859
171. Залив. 1860-е
172. Шторм. 1860-е
173. Берег моря. 1849
174. Белая ночь Петербурга. 1903
175. Вид на крымский берег. 1887
176. Корабль у берега. 1901
177. Корабельная пристань. 1897
178. Крымский пейзаж. 1902
179. Переход реки вброд. 1861
180. Лодки в бухте. У берегов Малой Азии. 1885
181. Вид из грота на море. 1870
182. Украинский пейзаж. 1882
183. Севастопольский водопровод в Севастопольской балке. 1850
184. У горной реки. 1889
185. Горное озеро. 1852
186. Вид Петербурга лунной ночью. 1875
187. Закат (Нормандский берег). 1850-е
188. Чивитавеккiя. 1901
189. Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года. 1891
190. Вид Кронштадтского рейда. 1876
191. Лесной пейзаж. 1875
192. Летний пейзаж с рекой. 1891
193. В чаще леса. 1871
194. Море. Лунная ночь. 1901
195. Лофотенский остров. Скалы у моря. 1895
196. Горный пейзаж.
197. Лесной берег. 1889
198. Вид на Понтийских болотах. 1860
199. Марина. 1902
200. Залив. 1871
201. Залив. 1855-1860
202. Старый Тбилиси. 1868
203. Морской вид. 1862
204. Рыбацкий поселок. 1865
205. Море. Нормандский берег. 1875
206. Море. Пасмурный день. 1889
207. Кораблекрушение.
208. На берегу моря. 1860
209. Ночь на море. 1891
210. Ночной пейзаж.
211. Пейзаж. 1843
212. Люггер "Нева". 1831–1860 годы. 1892
213. Лофотенский остров. 1895
214. Деревья. 1885
215. Море. 1901
216. Лунная ночь на Неве (Вид с Охты на Смольный). 1898
217. Вид на Лахту в окрестностях Петербурга. 1850
218. Морской пейзаж. 1904
219. Морской вид. 1880-е
220. Морское побережье на этюдах. 1884
221. Залив. 1895
222. В долине. 1850
223. Морской пейзаж. 1886
224. Берег моря. 1880-е
225. Вогезские горы. 1859
226. Рыбаки на реке. Вечерний закат. 1886
227. Пейзаж с озером. 1859
228. Пейзаж. 1871
229. Река в предгорье. 1889
230. Коса. 1875
231. Рыболовецкие тони. 1875
232. Салют 26 сентября 1902 года. 1902
233. Лунная ночь на море. 1886
234. Вид на море с лодкой. 1900
235. Академия художеств.
236. Фьорд в Норвегии. 1899
237. Берег реки. 1883
238. Выгрузка пассажирского судна. Лодка в море. 1888
239. Нормандский берег. 1859
240. Ночной пейзаж. 1886
241. Старое дерево. 1859
242. Казачий разъезд. 1874
243. Вид с острова Искья на Везувий. 1860
244. Морской вид. 1885
245. Маяк. 1895
246. Гавань. 1859
247. Нева ночью. 1878
248. Буря на море. 1901
 




Рейтинг Сайтов YandeG ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU