|
Рубо Франц Алексеевич (1856, Одесса — 1928, Мюнхен) — русский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Основоположник отечественной школы панорамной живописи, автор около двухсот монументальных полотен.
Рубо Франц Алексеевич родился 17 июня 1856 года в Одессе в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России. Его отец - переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо; мать - Мадлен Сенек держала свой дом моделей.
С ранних лет у Франца Рубо проявилась склонность к рисованию.
С 1865 по 1877 г. учился в Одесской рисовальной школе.
В 1878—1883 — учился в мюнхенской Академии художеств. Его учителем стал Йозеф Брандт. Специализировался в батальной живописи, попутно (как и многие баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих, благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом, иллюзию исторического события, свершающегося на глазах у зрителя.
Во время каникул юноша ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника.
В 1886 году по возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн.
Чтобы выполнить заказ, живописец изучал исторические события, знакомился с местами сражений. На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев. Помимо этих картин (написанных в 1885—1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 — сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы).Также в в краеведческом музее Махачкалы находится панорама Штурм аула Салты.
В 1889 году в залах Императорского Общества поощрения художников открылась первая персональная выставка Ф. А. Рубо. Это был период расцвета Рубо как мастера станковой живописи.
В 1891 году после экспонирования панорамы "Штурм аула Ахульго" в Мюнхене Баварская академия художеств присвоила Рубо почетное звание профессора. Художник также был награжден орденом святого Михаила. Затем панораму демонстрировали в Париже, где она имела большой успех.
Участвовал живописец и в академических выставках 1896 и 1898 годов. Специально для них было создано несколько полотен, в том числе "Живой мост", "Кавказская разведка", "Переправа через горную реку".
В 1902—1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама Оборона Севастополя, открытая в 1905 в Севастополе в возведенном для нее здании.
С 1903 — профессор-руководитель батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был М. Б. Греков).
В 1908 году за большие заслуги в художественной деятельности Рубо был награжден орденом Святой Анны 2-й степени и избран академиком Императорской Академии художеств.
В 1910 году Франц Алексеевич приступил к работе над панорамой "Бородинская битва" по заказу императора Николая II Ф. Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова и консультанта Б. М. Колюбакина. Первоначально панорама была открыта 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве.
В 1918 году панорама была демонтирована и, после длительной реставрации, вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте.
Среди характерных батальных полотен Рубо — Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский бой (1913; обе — в Артиллерийском историческом музее, Петербург).
Француз по национальности, проживший большую часть жизни в Мюнхене, Рубо был поистине русским художником, пропагандистом русского искусства. Именно по его инициативе на Международной художественной выставке в Мюнхене работал русский отдел, представлявший лучшие достижения отечественной живописной школы.
После открытия панорамы "Бородино" Ф. А. Рубо уехал в Германию и в Россию больше не приезжал.
Живя вдали от Родины, истинным патриотом которой являлся, Рубо не написал ничего равнозначного панораме "Бородино".
Не имея в последние годы значительных заказов, жил почти в полном забвении.
Скончался Франц Алексеевич Рубо 13 марта 1928 года в Мюнхене.
До сей поры зритель идет "на Рубо". Это значит, что художника помнят и знают, его искусство востребовано.
Рубо Франц Алексеевич (список работ):1. Живой мост. 1897 2. Кавказские всадники. 1917 3. Ночная сцена возле реки. 4. Охота на тигра. 5. Переправа. 1892 6. Переход через реку. 1917 7. Переход через реку. 8. Пленение Шамиля. 9. Повозка. 10. Погоня. 11. Поединок. 12. Переход через реку. 13. Похититель овец. 14. На передовом посту. 15. Нападение. 16. Матросы, тянущие канат. Этюд. 1902 17. Кавказский пейзаж. 18. Киргиз. 19. Козак. 20. Козак на коне. 1886 21. Козак на коне. 22. Козак. 23. Козак. 24. Козаки. 25. Козаки вступающие в сражение. 26. Козаки пересекающие реку. 27. Красные горы. Этюд. 28. Похищение. 29. Переход через реку. 30. Царский сокольничий, 1897 31. Центральный Азиатский рынок лошадей. 32. Через реку. 33. Черкес. 34. Черкес. 35. Черкесские всадники. 36. Черкесский всадник. 37. Черкесы в горах Кавказа. 38. Черкесы на переправе. 39. Шашка. 1883 40. Штурм аула Солта. 41. Улица в Самарканде. 42. Улица в Самарканде. 43. Тройка едеть через снег. 44. Салазки. 45. Самарканд, Узбекистан. 46. Скалистая дорога. 47. Соколиная охота. 1919 48. Сокольничий. 49. Переход через реку. 50. Спускаясь с гор. 51. Стоянка. 52. Табор возле реки. 53. Татарин. 54. Терский козак. 1880-е 55. Этюд горной реки. 56. Отражение бомбардировки англо-французского флота со стороны Александровской батареи 5октября1854 года. Севастополь. 1905 57. Эпизод из битвы при Курюк-Дард. 1900 58. Атака турецких всадников. 59. Атака. 60. Битва при Рихтани. 1900-1910 61. Бородино. Атака на батарею Раевского. 62. Брод через реку. 63. Вооруженный черкес скачет галопом на голубой лошади. 64. Горная река на Кавказе. 65. Конная когорта кавказских воинов пересекает мель. 66. Почтовая станция на Кавказе. 1913 67. Черкесы нападают на тройку. 68. Кто кого? 1905 69. Кавказская конная разведка. 1901 70. Ахульго. 1888 71. Казаки у горной речки. 1898 72. Смотр войск Александром III. 1893 73. Штурм аула Гимры. 1891 74. Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет. 1892 75. Последний взгляд. 76. Атака запорожцев в степи. 1881 77. Кабардинец. 1880-е 78. Горцы на фоне монастыря. 1900 79. Офицер и чиновник. 1900-е 80. Урок танцев у Зайончковских. 1908 81. Ну и семейка! 1900-е 82. Вечер в лагере. 1900 83. Восточный рынок. 84. Горцы. 1885-1895 85. Грузинский городок. 86. Гусар. 87. Данте и Вергилий в окопе. Первая мировая война. 1915 88. Деревня в горах. 89. Деревня возле реки. 90. Домик в лесу. 91. Заснеженный горный хребет. 92. Игра. 93. Кавалеристы. 1910 94. Кавказец играет на балалайке. 95. Горный пейзаж. 96. Горный пейзаж. 1881 97. Горный пейзаж с всадником. 98. Всадник в горах. 99. Всадник. Этюд, 1886 100. Всадник-араб, моющийся в реке. 1885 101. Всадники возле склона горы. 1894 102. Вступление Петра I в Тарки 12 августа 1722 года. 103. Въезд в степь. 104. Гитарист. Эскиз. 105. Гора Казбек. 1882 106. Горец в белой черкеске. 1915-20-е 107. Горная тропа. 108. Горный аул на Кавказе. 109. Кавказская сцена.
| |