картины Куриленко, художник Куриленко, биография Куриленко, Куриленко Георгий Николаевич
549 художников 4744 картины
Куриленко Георгий Николаевич картины художника биография художника
  Куриленко Георгий Николаевич
Куриленко Георгий Николаевич родился 25 апреля 1925 года в г. Евпатории.
В 1950-1954 гг. учился в Крымском художественном училище им. Н.С.Самокиша.
В 1954-1960 гг. занимается педагогической деятельностью в художественной школе при галерее И.К.Айвазовского.
С 1971г. и по настоящее время преподает в Крымском художественном училище им. Н.С.Самокиша.
C 1984 г. член национального Союза художников Украины.
C 2001 г. заслуженный художник Автономной Республики Крым.
Активный участник областных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок.

Георгий Куриленко — художник огромного таланта, конкретный в средствах выражения. Он почти сразу нашел свое призвание в живописи, максимально приблизив его традиционные особенности до уровня универсального варианта живописного произведения. Творчество Г. Куриленко одновременно и простое, и сложное для духовного восприятия. Амплитуда образно-тематических колебаний огромна: от удивительно лирических, несколько загадочных пейзажей Крымских гор, в частности, любимого Карадага, розсудительных образов героев прошедшей войны — до оптимистических картин-взглядов. Художник открыт для жизненных событий, для людей, природы. Для общения с ними мастер создает собственное неповторимое пространство цвета, линии, света и тени. Этот добрый мир имеет простое название — искусство Георгия Куриленко.
Природу любят все. Да, конечно, но каждый по-своему, по-особому. И лишь немногие сохраняют до «седых волос» по-детски бескорыстное и ничем не замутненное, чистое чувство удивления и восхищения ее красотой, зага­дочностью, притягательной тайной. Тогда, если речь идет о художнике, это чувство, это отношение становится ключом к темам, сюжетам, жанру и стилю, поэтическому языку, которым изъясняется художник.
Характерная черта картин Георгия Николаевича Куриленко — это особое чувство, особое отношение к природе. И оно — это чувство — лейтмотив всего его искусства, пронизывающее все жанры: не только пейзаж, но и портрет, натюрморт, тематическую картину... Даже тогда, когда он пишет человека, он погружает его в природу, мыслит его характер в неразрывной связи с ней. В портрете «Грек Петрович» (2001г.) голоса птиц заполняют полотно, создавая живое пространство, в котором человек чувствует себя как дома.
На выставке 2005 года художник показал две небольшие картины, которые можно отнести к его лучшим женским образам: «Березка» (1991г.) и «Утро» (1991г.). Связанные с поэтическими и сказочными традициями русской живописи (вспоминается Виктор Васнецов), они кажутся порождением самой природы, олицетворением всего того, что радует нас в ее весеннем, солнечном расцвете.
И столь же простодушна, бесхитростна «улыбка природы» в одноименном крымском пейзаже, где «куртинка» цветущей желтой примулы изображена на фоне светлой, затуманенной колоннады букового леса. Среди моря крымских мотивов, этот холст, как и другие пейзажи Г. Куриленко, отличает острое чувство счастливой встречи, творческой находки, общения с природой один на один. Творимая природой красота, ее заветная душа, то радное в ней, что трогает чело­века до глубины души, — выступает в живописи Г. Куриленко как большая цель художника, как идеал, бесконечно притягательный в своей недостижимости. Идеал, без которого нет искусства, а есть только профессиональное мастерство.
В юбилейной картине «Севастополь. 45 год», написанной в 1995г., художник изображает горожан и матросов, которые всей громадой высаживают молодые деревца среди неразобранных еще руин. Угловато-нескладные, коренастые, какие-то «квадратные» фигуры людей «крепостной стеной» окружают беззащитные юные ростки... Хрестоматийный сюжет советской живописи здесь как бы обретает второе дыхание, трогает неподдельной жизненностью чувств. В образном языке картины подкупает то, что можно назвать живыми, разговорными интонациями и оборотами, порой неловкими и «неправильными» с точки зрения академической гладкопи-си. Мы не раз будем отмечать этот отход художника от профессиональных штампов, присутствие в его пластике черт «Naivkunst» («наивного искусства»).
В ряду крымских пейзажистов Г. Куриленко нашел свое уединенное и тихое место. Он выделяется своей индивидуальной интонацией и тем пониманием пейзажной картины, которое особенно близко нашему повседневному опыту... Он пишет простые, скромные, непритязательные мотивы в простых тональных гармониях немногих красок, в то же время его влечет все необычное, величественное и чудесное, романтичное и загадочное в природе.
В его манере художественного рассказа угадываются традиции повествовательного пейзажа позапрошлого, XIX века, когда любили в картину вводить стаффажные фигурки людей, различного рода сюжетные сценки или отдельные фигуры, которые были не только персонажами, действующими лицами, но и выразителями чувств самого художника. Их поглощенность природой, их самозабвенный восторг и созерцательное настроение невольно передаются и нам, как в картине «Голубой залив» и в подобных ей работах.
Художник поет свои скромные гимны природе... В картине «Карадаг. Дождь прошел» (1992г.) и само погодное явление, и каждая черта приморского горного пейзажа приобретает характер праздничного события... Все написано очень просто, чуть ли не наивно, как бы «непрофессионально», — но в таком состоянии только и можно говорить от души, восторгаясь солнечными бликами на морской глади, сияющим изумрудом омытой дождем зелени, освещенными верхушками скал, влажными испарениями земли, которые поднимаются вверх легким туманом... Художник изображает там внизу палатку и крошечные фигурки туристов, а ближе к нам, но столь же крошечную фигурку девочки с кошкой, которые созерцают открывшуюся перед ними картину... К слову: этот маленький загадочный и независимый зверек появляется во многих пейзажных работах художника, часто весьма таинственно и непонятно откуда, как бы приглашая нас войти в картину, к «коллективному бессознательному», к тем архетипам, которые заложены изначально в человеке.
В картинах художника всегда спрятана улыбка, порой шутливая, как свидетельство самой доброты и тому и тем, кого художник изображает. Не случайно с его именем связаны рассказы, похожие на легенду, об одиноком путнике, который идет по лесам, неся с собой семена деревьев и других растений, оставляя после себя эти живые следы и память.
Большая юбилейная выставка Г. Куриленко дала возможность увидеть, как складывается живописный стиль художника, от раннего этюда, написанного во дворе Феодосийской картинной галереи Айвазовского, где прослежены тончайшие валеры мягкой красочной гаммы, до работ, где художник порывает с живописными конвенциями своего времени, отказывается от «средне профессионального» стиля. В его поздних работах мы видим смелое использование открытых сильных цветов: белого, когда он изображает цветение весенних деревьев, голубого, когда он пишет морской залив. В этих работах ощущается сдвиг к особо простым, лаконичным средствам экспрессии и поэтического впечатления, которые сродни народной живописи. И это не «примитивизм» стилизующего, изощренного профессионала, а некая изначальная, природная черта творческого мышления, это путь художественной интуиции, не подверженной культурной рефлексии.
Наверное, нет смысла говорить отдельно от сюжета, о качестве живописи Г. Куриленко, о колористическом даре, рисунке, композиции, об анализе цветового строя живописных полотен, о том, что нас восхищает в живописи, скажем, Ф. Захарова, П. Столяренко и раздражает в их эпигонах — все это; как самостоятельная проблема у нашего автора не существует. Он, прежде всего, художник «содержания» — в его цельности, предметности, в той простоте, которая доступна обычному, невооруженному профессиональными художественными знаниями опыту. Именно этим он, прежде всего, близок зрителю, который умеет смотреть непредвзято и ценить результат, вне зависимости от того, на каких путях он достигнут.
Георгий Куриленко во всех своих работах верен себе, он добивается убедительной законченности, цельности картинного образа. Ему веришь как человеку, которому есть что сказать, и который говорит это ясно и просто.

Глядя на картины Георгия Николаевича Куриленко можно с уверенностью сказать, что это любознательный человек, не проходящий мимо повседневной жизни своих современников, людей труда, искусства, науки. Герои его сюжетных композиций заняты своими повседневными делами, заботами, отдыхом. Он вносит в восприятие окружающего иногда лирическое настроение («Весна», 1984г., «Карадаг», 1990), а иногда романтические, мистические черты («Голубой залив, 1989, «Колдунья», 1992).
Увлеченность людей своими интересами находит отражение и в портретных работах Г.Н. Куриленко, который подмечает в каждом из них особые приметы. Он пытливо вглядывается в лица художника И.С. Петрова, лесничего Василия Ивановича, комиссара партизанского отряда в Крыму М.П. Беляева, летчика-испытателя полковника В.М. Зибарова, грека Петровича.
Люди в картинах Г.Н. Куриленко всегда тесно связаны с окружающей средой, природой, которую он любит и понимает, замечая ее тонкие нюансы. Часто художника можно встретить на горных и лесных тропах Крыма. Его любимая тема — туризм. Во многих полотнах он поет гимн романтикам-туристам, покорителям проторенных и вновь открываемых дорог. Походные палатки в них изображены как неотъемлемая часть предгорий и гор, лесных массивов и морских берегов (Карадаг» 1990, «Чертов палец», «Сердоликовая бухта» 1992). И как апофеоз вездесущему племени туристов звучит его картина «На краю айкумены» (2000) с кусочками тепло-охристой земли на фоне серо-фиолетовой безбрежной дали, зовущей к новым туристическим походам.
Неудивительно, что большое место в своем творчестве Куриленко уделяет пейзажному жанру. Рассветы, закаты, туманы, солнечные и пасмурные дни находят живописное отражение в его произведениях. Для него этюд с натуры — не просто увиденный уголок природы. Это прочувствованный душой и сердцем образ, имеющий свой внутренний «характер», свое «настроение».
Основным живописным методом в работе художника является колористическое решение изображаемого мотива, посредством которого он создает определенный художественный образ картины. Изображая утреннюю пору или весну, он использует светло-серебристую гамму цвета («Улыбка весны» 1982, «Весна в Алуште» 1999), передавая пору цветения деревьев, свежесть утра. Или пишет полотна в золотисто-охристых тонах («Осенний натюрморт», 2000, «Золотой туман, 2005), обращаясь к осеннему состоянию природы или жаркому летнему полдню. Его пейзажи с изображением горного Крыма решены, в основном, в темных коричневых тонах («Берег у Золотых ворот», 1979, «Карадаг. Первый луг» 1998, «Демер-джи» 1988). В них художник стремится отобразить патетику ущелий, каменных великанов, подчеркивая динамику природы световыми эффектами ярких солнечных лучей, блеском морской глади.

В живописной серии «ню» обнаженная натура введена художником в пейзажный фон, составленный из деревьев, цветов («Утро», «Осень», «Березка» 1991) и решенной в светлых пастельных тонах, передающих ощущение радости бытия, чистоты и красоты молодости.
Куриленко Г.Н. исполняет свои работы в традиционной реалистической манере, используя натурный материал со всей его выразительной объективностью.



Куриленко Георгий Николаевич (список работ):

1. Теплый день. 2000
2. Улыбка весны. 1982
3. Нач.штаба партизанского отряда Плетнев Н.М. 1985
4. Смерть Василия Василенко. 2005
5. Этюд. Карпаты. 1977
6. Тихий день. 1999
7. Серебристый день. 1999
8. Портрет партизана Бровка А.Ф. 1973
9. Портрет Петрова И.С. 2004
10. Дикий пляж в Евпатории. 1971
11. Феодосия. Золотой пляж. 1999
12. Карелия. 1999
13. Весна. 1984
14. Березка. 1991
15. Осень. 1991
16. Утро. 1991
17. Соснов В.В. 2000
18. Первая зелень. 1970
19. Комиссар партизанского отряда Беляев Н.П. 1983
20. Осенний ноктюрн. 2000
21. Кара-Даг. 1990
22. Грек Петрович. 2000
23. Севастополь. 1945 год. 1995
24. Крымская осень. 1992
25. Автопортрет. 2000
26. Демерджи. Долина привидений. 1988
27. Кара-Даг. Дождь прошел. 1992
28. Сердоликовая бухта. 1992
29. Золотой туман. 2005
30. Весна в Алуште. 1999
31. Художники на пленэре. 1972
32. Кара-Даг. Черный камень. 1992
33. Чертов палец. 1992
34. Кара-Даг. Хоба тепе. 2000
35. Кара-Даг. Голубой залив. 1995
36. Василий Иванович. 2000
37. Летчик истребитель полковник Зиборов В.М. 1984
 




Рейтинг Сайтов YandeG ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU