картины Петровичев, художник Петровичев, биография Петровичев, Петровичев Петр Иванович
551 художник 5000 картин
 
Петровичев Петр Иванович

Ростов Великий. 70х141  Картон, темпера.
Севастопольский художественный музей им.М.П.Крошицкого

Написанная с высокой точки – с Водяной башни восточной стены кремля, она представляет панораму юго-восточной части Ростова от Рождественской и Воздвиженской площадей с продолжающими их кварталами по обеим сторонам Ярославской (ныне Пролетарской) улицы, с полями и озером Неро на дальнем плане. Это типично городской пейзаж с элементами «жанра», бегло и ненавязчиво изображенными сценами жизни города (стоящие и идущие по мостовой люди, проезжающие по площади экипажи, лошади с нагруженными и порожними телегами) в полдень сухого и теплого осеннего дня, облачного, но с пробивающимся солнечным светом. На первом плане внизу, в сильном ракурсе сверху – синяя, с зеленой кровлей будка и полосатый шлагбаум, перегораживающий проезд с Рождественской площади в сторону кремля. У шлагбаума лошади, запряженные в телеги; вокруг будки свалены какие-то товары. Справа на первом плане видны крыши зданий XVIII в. (домов Сорогина), за ними – юго-западная башня, трапезная и пятиглавая Тихвинская церковь Рождественского монастыря5. Напротив, слева – дом Г. Мальгина 1789 г. с пристроенными к нему с обеих сторон торговыми и жилыми зданиями XIX в. и покрашенное интенсивного тона красной краской пожарное депо 1874 г. с утраченной ныне деревянной каланчой. Перед этими постройками широкая деревянная мостовая с несколькими прохожими и подъезжающей к ее краю запряженной в коляску лошадью.
Неподалеку от пожарного депо, ближе к берегу речки Пиги видна небольшая часовенка, стоявшая здесь на месте бывшего когда-то храма6. Возможно, что на картине П.И. Петровичева представлено единственное дошедшее до наших дней живописное ее изображение. На втором плане справа за невысокими еще деревьями городского сада в пожелтевшей осенней листве – дом Селиванова в начале Окружной улицы, построенный в 1907 г.; левее – одноэтажное торговое здание второй половины XIX в. в начале Ярославской улицы7.
Левую часть второго плана картины, за зеленым лугом на противоположном берегу Пиги, занимают Мытный двор (в настоящее время – городской рынок; 1830-е гг., архитектор А.М. Мельников) и закрывающая створу Ярославской улицы Крестовоздвиженская церковь (1688-1692, перестроена в 1859 г.) с колокольней и сторожкой времени перестройки храма8. Рядом, левее за церковью виден жилой дом 1780-х гг. ( ныне Пролетарская 1/8).
На дальнем плане справа выделяется несколько жилых домов и кирпичные корпуса цикорной фабрики (с дымящей трубой) и, глубже, Ростовской льняной мануфактуры, (построены в 1887-1889 гг.) с белеющими за ними верхом колокольни Авраамиева и, уже за чертой города, постройками Петровского монастырей9. Верхний правый угол картины занимает западная часть акватории озера Неро с виднеющимся вдали южным его берегом. В левом углу, напротив фабричных корпусов – две изображенные недалеко друг от друга белые церкви с колокольнями. Судя по месту расположения, это разрушенные в 1930-х гг. пригородные храмы на Спас-Графском и Цареконстантиновском кладбищах10. Завершает панораму в левой стороне картины узкая полоса загородных полей и леса за ними.
Очевидна историческая и иконографическая ценность этого произведения, своеобразного «документа», отражающего облик значительной части Ростова Великого, каким он был в начале XX в., если учесть, что ряд зданий, имевших эстетическое или градообразующее значение, к нашему времени либо утрачен (четыре вышеупомянутые церкви – Крестовоздвиженская, Цареконстантиновская, Спас-Графская, собор пригородного Петропавловского монастыря – и часовня у берега Пиги), либо искажен (лишенная куполов Тихвинская церковь, пожарное депо, оставшееся без вышки-каланчи).
Документальное значение имеет и отраженная на этой картине П.И. Петровичева покраска городских построек, жилых и церковных. Их цветовое решение стало важным составляющим сложного и богатого колорита самого произведения. Светлая желтая охра стен, зелень куполов, зеленые, темнокрасные, синие цвета крыш, звучный красный на здании пожарного депо, перекликаясь на дальнем плане с темно-розовым фабричных построек из кирпича и чистым белым в силуэтах церквей и колоколен, сочетаются в картине с рыже-желтым и багряным цветами осенней листвы, зеленым на траве, с розоватыми охрами земли, серовато-белым и голубым в тенях на земле, на облачном небе и воде озера.
Эта работа целиком подтверждает выводы тогдашних художественных критиков о плодотворном повороте в живописной манере П.И. Петровичева на рубеже 1900-1910-х гг. в связи с переходом, причем, именно в Ростове, к жанру городского пейзажа
Ростов Великий. Петровичев Петр Иванович

 



Рейтинг Сайтов YandeG ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU